«Укрзализныця» договорилась о реструктуризации 82% внутренних долгов. В официальном комментарии по этому поводу заместитель генерального директора предприятия Максим Бланк заявил, что договоренность позволит выделить больше средств для обеспечения бесперебойности железнодорожных перевозок и безопасности движения поездов, а также открывает перспективу улучшения социального обеспечения работников отрасли. С экспертом по вопросам транспорта Вячеславом Коноваловым корреспондент ГолосUA обсудил обоснованность оптимистических настроений руководства «Укрзализныци» – компании, которая по скандальности и количеству проблем уступает разве что «Нафтогазу» и «Укрнафте».
— Как вы оцениваете позитивный взгляд руководства компании на будущее «Укрзализныци», когда та только что избежала падения в долговую пропасть?
— Будут улучшены условия для «Укрзализныци», но не будут улучшены услуги для пассажиров, потому что реструктуризация не говорит о том, что принципиально решены проблемы самого предприятия. То есть они гарантировали себе какую-то отсрочку от виселицы, говоря условно.
У «Укрзализныци» был объявлен дефолт по долгу в 30 с копейками миллиардов, а совокупный долг у компании гораздо больше, и потом, спустя какое-то время, и по другим долгам руководству будут предъявлять: «Решайте, проводите реструктуризацию». По 18% оставшихся долгов сейчас проводят переговоры, уговаривают, но там какие-то мелкие банки, которые встали в позу – и все.
— Известно ли вам, какие шаги, кроме переговоров с кредиторами, предпринимает правление «Укрзализныци», чтобы решить финансовые проблемы?
— В 2004 году объявили о реформировании «Укрзализныци», а первую отмашку дал и вовсе еще Кирпа (бывший генеральный директор предприятия Георгий Кирпа – авт.) в начале 2000-х. Предполагалось разделение пассажирского и грузового потоков, создание отдельных подразделений, за счет чего станет более понятна себестоимость, и в итоге реформированная «Укрзализниця» будет качественнее и так далее. Прошло 10 лет, и что? И ничего. Теперь пришла очередная команда, она все пытается сделать по тому же шаблону, и ничего не получается.
— Как думаете, почему?
— Основная проблема «Укрзализныци» в том, что это государство в государстве. «Укрзализныця» – это государство для железнодорожников: у них есть свои медицинские учреждения, вплоть до роддомов, у них есть свои ветераны, свое социальное жилье, свои выплаты на все случаи жизни, то есть все то, о чем должно позаботиться государство.
— Вы считаете, что все эти внутренние структуры необходимо расформировать?
— Если «Укрзализныця» заявляет о том, что необходимо подсчитывать экономическую составляющую, то тогда нужно отсекать всю эту социалку. Администрация ведь говорит, что у них убыточные пассажирские перевозки: 5-10 миллиардов в год – это убытки от пассажиропотока, которые перекрываются за счет грузовых перевозок. Учитывая создавшееся положение, необходимо обрубить выплаты всем этим ветеранам, роддомам, 70 или 80 больницам, которые, кстати, сейчас передают органам местной власти, но те не сильно берут их на содержание, потому что это очень дорогостоящие учреждения. Надо выбирать – либо экономика, либо социалка.
— У железнодорожников тяжелая работа, будь то шпалоукладчик или проводница…
— Все равно необходимо четко прописать, где экономическая, а где социальная составляющая, а не все время скулить, что у нас то и это убыточное. Для покрытия убытков у «Укрзализныци» есть проверенный способ – повышение тарифов на проезд…
Тарифы пока не повысились, только ожидается их повышение в очередной раз. Предполагаю, что сейчас, накануне выборов, не поднимут, хотя обсуждается на 10-30% повышение на внутренние перевозки. При этом опять будут говорить, что это принесет в лучшем случае 10-30 миллионов гривен при миллиардных расходах.
— «Укрзализниця» с целью сокращения расходов планирует заменить железнодорожные составы на убыточных маршрутах рельсовыми автобусами. Подобное нововведение будет полезно бюджету компании и удобно пассажирам, как думаете?
— Это старая тема, ее тоже еще Кирпа начинал. Суть в том, чтобы по направлениям минимальной загрузки пустить рельсовые автобусы – что-то вроде электрички из одного-дух вагонов. Дело в том, что у полноценной электрички, когда она рентабельна, должно быть 8-10 вагонов, не меньше. А на некоторых участках уже сейчас два-три вагона оставляют плюс тепловоз, что выходит дорого. Рельсовые автобусы улучшат экономическую ситуацию компании, они удобны тем, что так проще контролировать льготников. Стоит на входе контролер и сразу решает, эта бабушка едет, а эта – нет. Но в условиях децентрализации нововведение может привести к такому конфликту, который произошел в России. Там в трети регионов идут социальные бунты из-за того, что местные власти просто отказываются финансировать льготников. Местные власти в Украине также будут должны финансировать часть перевозок пассажиров льготных категорий, но «зажмутся» и, скорее всего, будут рассказывать местным бабушкам, что это не они, а «Укрзализныця» виновата.
— У предприятия есть рельсовые автобусы в наличии или их нужно сначала купить?
— Есть. Не скажу, что их много, но было несколько презентаций в Хмельнике, в Житомире…
— Обобщающий вопрос: как вы видите в дальнейшем развитие «Укрзализныци», учитывая достигнутые соглашения по долгам и обещание пойти по пути реформ?
— У меня на этот счет присутствует умеренный оптимизм – они хоть что-то сделают, что-то будет работать. Есть также подозрения и варианты, что предприятие начнут по кускам разрывать. Сейчас эти 80 медицинских учреждений с очень хорошим оборудованием начали «растягивать» по округам, по регионам, что местным властям, с одной стороны, хорошо, а с другой стороны – там очень дорогостоящее оборудование, его содержать надо.
— То есть начали раскулачивать «Укрзализныцю»?
— Да, начали по чуть-чуть, но в пользу своих.