Киевский метрополитен и «Киевпастранс» обратились в Киевсовет увеличить стоимость проезда в городском коммунальном транспорте. В метрополитене утверждают, что экономически обоснованная цена одного проезда составляет 21 гривну. В то же время в «Киевпасстрансе» считают, что стоимость проезда в общественном транспорте нужно повысить до 25 гривен. ГолосUA решил разобраться, насколько реально подорожает проезд в транспорте и когда это произойдет, спросив об этом эксперта общественной кампании “Евро-Патруль” Вячеслава Коновалова.
— Действительно ли есть обоснованные предпосылки для повышения стоимости проезда?
— Нет. Нужно просто разобраться с внутренними проблемами: коррупцией и воровством в столичном метрополитене. Было много скандалов по поводу закупок запчастей и деталей для метро, в ходе проверок были найдены хищения на 10-15 миллионов гривен. На сегодняшний день эти деньги так и не нашли.
Было также много скандальных историй с вагонами, которые неэффективно ремонтируют. В результате в парке метрополитена числится более 850 вагонов, а в рабочем состоянии только около 600 вагонов.
— Из-за чего в бюджете метро возникла дыра?
— Пандемия очень сильно ударила. Вагоны ездили пустыми, а кто-то за это должен был платить. В частности, расходы подземки должно было покрыть правительство, Однако Кабмин этого делать не захотел, и получилось, что в бюджете метрополитена возникла дыра. В итоге все компенсации пытаются переложить на пассажиров.
— Действительно ли экономически обоснованный тариф составляет 21 гривны за поездку?
— Все зависит от расстояния поездки. Обоснованная стоимость проезда составляет 1,5-2 гривны за разовую поездку одного пассажира на коротком маршруте. Если дальность маршрута десятки километров, то фиксированная стоимость себя не оправдывает. К примеру, если пассажир едет от станции метро «Лесная» до «Академгородка», то стоимость поездки должна составлять 8 гривен. Власть пытается все переложить на пассажиров. Хотя могли бы покрыть расходы подземки за счет рекламы. Метрополитен должен зарабатывать на рекламе, но придумали компанию («Киевреклама» -прим. Ред.), которая занимается этим. Полмиллиарда гривен ежегодно поступает на счета этой фирмы, а метрополитен остается убыточным. Кроме того, возле станций метро предприниматели ставят свои палатки, и на этом подземка также не зарабатывает. То есть у метро есть множество способов зарабатывания средств, но их не используют. В итоге подземка не зарабатывает и считается планово- убыточной.
— Реально ли проезд в метро подорожает до 21 гривны?
— Нет. Это вызовет протесты и рост безбилетников. Реально проезд подорожает на две гривны. Рост тарифов до 10 гривен за поездку произойдет этим летом. В КГГА на это согласятся. Им проще повысить тарифы на проезд, чем решать внутренние проблемы транспорта. Вместе с тем в метрополитене сохранится система скидок для пассажиров, которые оплачивают проезд по проездным карточкам
— Вырастит ли проезд на наземном транспорте?
-Да, на 1-2 гривны. Проезд в столичных маршрутках и автобусах составит 10-12 гривен.