В. Коновалов: «В Украине подорожает проезд в общественном транспорте»

В Украине в феврале запланировано обновление тарифов на проезд в общественном транспорте. Об этом сообщил исполнительный директор Ассоциации перевозчиков Киевской области Алексей Павленко. ГолосUA решил разобраться, когда перевозчики поднимут тарифы и сколько украинцам придётся платить за проезд, спросив об этом у эксперта общественной кампании «Евро-Патруль» Вячеслава Коновалова.

Вячеслав, когда в Украине подорожает проезд в общественном транспорте?

Рост цен по всей стране будет происходить избирательно. То есть местная власть в некоторых регионах заблокирует повышение тарифов, так как чиновникам в условиях кризиса нужно «сохранять лицо». Некоторые перевозчики все-таки поднимут тарифы на 1-2 гривны.

В феврале стоимость проезда в общественном транспорте не подорожала, потому что это было отложенное политическое решение. Сейчас говорят, что тарифы на проезд вырастут в марте или апреле.

— Повысят ли перевозчики стоимость проезда в столице?

— Да, точно так же, как и по всей стране, в среднем на 1-2 гривны. Столичные перевозчики уже начали оптимизировать маршруты. Они сокращают количество подвижного состава. Особенно на выходные дни. Это уже сильно ощутили горожане, ожидающие маршрутки по 20-30 минут, которые раньше ходили одна за другой. В итоге люди готовы платить больше, лишь бы остался данный маршрут.

«Киевпастранс» пока не планирует повышать стоимость проезда в автобусах, троллейбусах и трамваях. При этом они занимаются популизмом, рассказывая о том, что планируют закупить еще 100 автобусов. Мы мониторили через специальную систему, сколько автобусов курсирует по Киеву, но на сегодняшний день новых единиц транспорта не добавилось. Рассказы «Киевпастранса» о том, что на линии вышли 100 новых автобусов, не отвечают действительности. Однако после того как частные перевозчики начнут поднимать тарифы, вслед за ними повысить стоимость может и «Киевпастранс».

В среднем проезд столичных маршрутках и автобусах составит 10-12 гривен.

— Подорожает ли проезд в киевском метрополитене?

— Ситуация с метрополитеном пока непонятна. Пока нет объективных причин для роста цен. Не исключено, что после того, как перевозчики поднимут цены, в метрополитене тоже пойдут на такой шаг, после чего стоимость проезда в метро повысится на несколько гривен.

— Какова реальная стоимость одной поездки в столичном метро?

— Что касается подземки, то там очень много «присосавшихся контор», которые с метро «рубят» деньги. Они могут нарисовать любую себестоимость поездки. Уже давно было опубликовано исследование, что если длина метрополитена больше 40 километров, а в Киеве она больше 60 километров, то фиксированная цена за поездку одного пассажира себя не окупает. Поэтому оплата должна осуществляться по зонам либо в зависимости от того, сколько станций проехал пассажир. Например, от минимальной стоимости проезда – 1,5 гривны и выше. Дальше расчеты ведутся в зависимости от того, сколько человек провел времени в метро и сколько станций проезжал. Данные об этом считывается с карточки пассажира, после чего на выходе из метро снимаются средства. У нас сейчас необъективная стоимость поездки, так как один человек может проехать несколько станций, а другой — из одного конца города в другой, например, от станции Академгородок до Лесной.

У нас не хотят внедрять такую систему, потому что нужно будет признать, что в метро есть много коррупционных схем. В итоге чиновники заявляют, что метро является убыточным. То есть, по факту кто-то зарабатывает миллионы за размещение там рекламы, а метро при этом убыточное. Точно так же на пассажиропотоке зарабатывают торговые городки, которые разместились возле выходов подземки. Поэтому, когда говорят, что метро работает в убыток, то это просто смешно.

— Какая реальная стоимость поездки в столичном транспорте?

— Реальная стоимость поездки составляет пять гривен. Стоимость топлива не дорожала, доллар не растет, а то, что перевозчики рассказывают, что подорожали запчасти и люди стали меньше ездить из-за пандемии, не отвечает действительности. Например, можно самостоятельно рассчитать реальную стоимость одной поездки в автобусе «Богдан», в котором расход топлива составляет 30 литров на 100 километров. Умножаем стоимость топлива на 100 километров, после чего делим на протяженность маршрута, который в среднем составляет 10 километров. Затем полученную сумму делим примерно на 30-40 пассажиров. Получается стоимость одной поездки пассажира на километр. И это притом что многие люди не ездят от начала и до конца маршрута. Обычно за маршрут меняется три комплекта пассажиров. Соответственно, хорошо, если стоимость поездки получается на уровне пяти гривен. Все остальное – жадность перевозчиков и чиновников, которые хотят взятки. Перевозчики и чиновники просто хотят «отбить» деньги, как можно быстрее.

 

Читайте также по теме