Противостояние между владельцами машин с еврономерами и государством набирает обороты. Против авто на еврономерах проводятся совместные рейды Нацполиция и ГФС. Правоохранители проверяют законность пребывания таких транспортных средств на территории Украины. Также уже вынесено более десятка судебных решений по взысканию штрафов с владельцев авто на иностранных номерах. Очередная инициатива для легализации рынка – заявление о том, что литовские власти могут наказать своих сограждан, продавших подержанные автомобили на еврономерах украинцам. ГолосUA расспросил эксперта по транспортным вопросам Вячеслав Коновалова о том, стоит ли владельцам машин на европейских номерах рассчитывать на их легализацию, действительно ли грозят владельцам таких машин штрафы и лишение свободы, и что мешает парламентариям принять законопроект о легализации машин на европейских номерах?
— Сколько в стране на сегодняшний день завезенных нерастаможенных автомобилей?
— По реальным расчетам аналитиков в Украине 320 -350 тысяч завезенных «евроблях», которые сейчас ездят по нашим дорогам. Несколько десятков тысяч машин ушли на запчасти. По моим оценкам, в страну завезли около 400 тысяч нерастаможенных машин. Для понимая, по разным оценкам, по украинским дорогам сейчас ездят от 8 до 10 миллионов автомобилей.
— Действительно ли грозят владельцам машин на еврономерах штрафы и лишение свободы?
— Для того чтобы водители были сговорчивее их пугают законопроектами о лишении свободы и огромных штрафах. Владельцев машин на еврономерах не будут сажать в тюрьму. Возможно, будут единичные случаи для того чтобы посеять панику среди населения. Сейчас власть раздает негласные инструкции для таможни и полиции о том, как себя вести с владельцами машин на литовских номерах, а самих автолюбителей продолжает пугать огромными штрафами. В свою очередь многие водители уже побежали сдавать свои транспортные средства на запчасти. Все это делается для того чтобы власть получила контроль на рынке автомобилей на еврономерах. Конкуренция там сейчас очень серьезная. После того, как в Украину разрешили завозить б\у автомобили, сразу же упали продажи автоимпортеров. История с еврономерами точно также сильно бьет по автомобильному рынку.
— То есть власть просто запугивает автолюбителей?
— Между властью и владельцами машин на европейских номерах сейчас ведутся активные и сильные торги. Изначально они велись за легализацию таких авто после уплаты в казну 300 или 500 евро, но когда власть увидела, что на акцию протеста пришло всего лишь 15 тысяч автолюбителей вместо обещанных 100 тысяч, они решили резко поднять ставки за легализацию данных автомобилей до 1500 – 2000 тысяч евро. Кроме того, помимо этой суммы водителям еще придется заплатить и НДС.
— А как на счет того, что литовские власти могут наказать своих сограждан, продавших подержанные автомобили на еврономерах украинцам?
— Литва предоставит Украине данные об этих авто, правоохранители смогут их отловить, но должной ответственности нарушители не понесут.
— Что мешает парламентариям принять законопроект о легализации машин на европейских номерах?
— Как я уже сказал, ведутся торги. Когда в стране было несколько десятков тысяч таких автомобилей, которые в основном ездили в приграничных областях, то это была одна история. Сейчас, когда машины на еврономерах стали тенденцией – власть решила взять рынок под свой контроль. Она заинтересована в создании паники среди владельцев нерастаможенных авто. В итоге в выигрыше останутся предприятия по разборке транспортных средств на запчасти.
— Чем закончится конфликт между властью и автолюбителями?
— Стороны договорятся. Если этого не произойдет, то ситуация может вылиться в огромный скандал и под стены Кабмина уже выйдут действительно 100 тысяч протестующих водителей. Если власть «закрутит гайки» автовладельцам, то рискует получить масштабные акции протеста, которых она боится.