В. Коновалов: «Закрытие авиасообщения с Беларусью повысит стоимость перелета»

Кабмин принял решение о прекращении авиасообщения с Беларусью. Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль заявил, что «ситуация с принудительной посадкой самолета компании Ryanair в Минске является нарушением Конвенции о международной гражданской авиации», а решение правительства «направлено на обеспечение безопасности полетов и пассажиров». Украинским авиакомпаниям и самолетам будет запрещено выполнять полеты в воздушном пространстве Беларуси. В то же время председатель совета директоров аэропорта «Киев» Денис Костржевский, хоть и поддержал такое решение, но рассказал в СМИ, что белорусские рейсы приносят аэропорту около 10 % дохода и пассажиропотока, а значит, от правительства неплохо было бы получить компенсации. Что будут означать запреты летать над Беларусью для пассажиров и гражданской авиации, в интервью ГолосUA рассказывает эксперт по вопросам транспорта Вячеслав Коновалов.

– Вячеслав, что изменит запрет украинским авиакомпаниям выполнять полеты в воздушном пространстве Беларуси?

– У нас начинаются веселые времена по примеру 2015 года, когда мы закрыли авиасообщение с Россией. Вернее, сначала Россия закрыла нам авиасообщение, а потом мы год ждали. Все чиновники говорили, что такое невозможно, мы не можем закрыть, но когда сняли главу Госавиаслужбы, мы смогли закрыть авиасообщение с Россией. Теперь мир становится интереснее, потому что теперь и Беларусь закрыта. Будем летать в Прибалтику или на север через Польшу, по-другому никак. Тут вопрос следующего этапа, потому что Европа тоже сказала, что будет закрывать Беларусь. Один из коридоров Европа-Азия проходит как раз через Беларусь. Соответственно им придется облетать 30-40 минут. Это не очень революционно, но все равно, если посмотреть на дальномагистральный Боинг-767 на 220 пассажиров, там 4 тонны среднечасовой расход, даже больше. Соответственно 30-40 минут облета тоже влияет на экономику авиаперелета.

– Представим, что мы летим из Киева в Вильнюс. Перелет будет дороже?

– Да, конечно. Себестоимость перелета повысится, потому что минут 20-30 придется облетать. Когда мы России закрыли украинское воздушное пространство, они тоже 40 минут облетают, они вынуждены тратить деньги.

– А если человеку нужно полететь в Москву к родственникам, что ему теперь делать?

– Через Стамбул, через Кишинев, через Варшаву. Можно, конечно, через Ригу, но придется немного полетать. Как это обходили. Была транзитная посадка в Минске. Если обычно Киев-Москва можно было найти за 70-80 долларов, то теперь уже это стоило 100-150 долларов через Минск. Теперь и Минск закрыт.

– А с визовым режимом не будет проблем?

– Что касается визового режима, у нас безвиз. Самое плохое, что если Европа начнет закрывать воздушное пространство в Беларусь, тогда транзитные перелеты Европа-Азия влетят в копеечку.

– Кстати, лидеры стран Евросоюза призвали всех базирующихся в Европе авиаперевозчиков прекратить полеты в Беларусь и над ее территорией. Соответственно закрывается небо для «Белавиа». Теперь белорусы могут летать только в Азию?

– Только в Азию или через другие пути. Еще один вопрос, как себя поведет Россия. Не секрет, что каждый год «Аэрофлот» зарабатывает где-то полмиллиарда долларов на Транссибе. Имеется в виду авиаперелеты между Европой и Азией. Там есть специальные коридоры. Еще с советских времен повелось, что «Аэрофлот» получал так называемые роялти. Честно скажу, это по международному праву незаконно. Ты должен платить за конкретные аэронавигационные услуги. Но с советских времен придумали это роялти, что если вы летите над территорией СССР, вы обязаны платить некий налог. Он платился «Аэрофлоту», где-то 500 миллионов в год за то, что самолеты срезают углы, меньше топлива жгут и так далее. Если сейчас закрывают и Беларусь, начнется интрига, как включится в это дело Россия. Закроет она Транссиб, или увеличит роялти, или еще что-то сделает. Тогда будет вообще скандал.

– А что касается Украины. Следует понимать, что если воздушное пространство закрыто, то следует ехать поездом, в том числе в Россию? Также есть автомобили и автобусы.

– Поезда сильно сократились, но сейчас автобусы очень популярны.

– А как скажутся облеты Беларуси на нашей авиации? Принесут убытки или пассажир станет платить больше и все?

– Пассажиры станут платить больше, количество рейсов сократится. Не скажу, что сильно, но предполагаю, падение их количества будет 15-20 %. Это только предположение. Вполне возможно, что народ все равно будет летать, потому как спрос все еще остался. Более того, авиакомпании скорее всего попытаются это компенсировать тем, что какие-то скидки будут предоставлять. Например, многие авиакомпании просто играют с тарифами. Например, из Санкт-Петербурга прилететь в Киев с пересадкой в Минске стоило где-то 100 долларов. Из Москвы в Киев, когда плечо гораздо меньше, где-то 150. То есть авиакомпании играют на спросе, пытаются на этом зарабатывать, хотя если взять классическую ставку ACMI, себестоимость летного часа, то расход Боига-737 2-2,5 тонны авиакеросина, 150 пассажиров перевезти, поделите, плюс столько же будет ставка ACMI – лизинг самолета, зарплата экипажа, техническое сопровождение, страховка. Приблизительно 50 % – авиакеросин. Соответственно и считаем, во сколько это обойдется. Стоимость керосина долларов 600-700.

– То есть украинским авиакомпаниям придутся сейчас оптимизировать свою деятельность?

– Ужаться в своих пожеланиях.

Читайте также по теме