Как сообщил блогер Сергей Лямец, в 2017 году в дома простых украинцев могут прийти налоговые инспекторы, чтобы начать контроль доходов и расходов физических лиц. «…Кабмин одобрит Основные направления бюджетной политики на 2017 год. Помимо обычного бла-бла про бюджет, который никто выполнять не станет, есть одна “бомба” для нас с вами, дорогие соотечественники. Речь идет и о добровольном декларировании, и о внедрении косвенных методов контроля доходов и расходов физлиц. Об этом Законопроект №4713», — пишет он. По его словам, ранее был законопроект бывшего аудитора Александра Кирша, более «вменяемый», который отозвали. «Теперь остался только один проект. Комитета Нины Южаниной, бывшего бухгалтера Петра Порошенко. Видимо, Нина Петровна сильно расстроилась, что не заняла место Романа Насирова в Налоговой, и решила въехать в историю на новой хромой кобыле под названием «выдою население досуха», — пишет С. Лямец. О том, вероятна ли возможность введения подобного контроля законности доходов Украинцев, корреспондент ГолосUAузнавала у главы Общественного совета при Государственной фискальной службе Виктора Косарчука.
— Виктор Петрович, как проводится налоговая реформа в цивилизованных странах?
— Сначала нужно провести налоговую амнистию, дать людям возможность узаконить все имущество, земельные участки надлежащим образом. Так делается во всем мире, во всех цивилизованных странах. Это позволит тем, кто хочет быть законопослушным, получить имущественные сертификаты. Налоговая амнистия должна длиться на протяжении двух-трех лет.
— Зачем нужна налоговая амнистия?
— Чтобы люди узаконили имущество, в частности, нажитое в «лихие» 90-е. Как результат — появится база налогообложения, ведь сегодня таковой у нас нет. И только после этого можно вводить обязательное декларирование. Сначала необходимо прийти к прозрачной, понятной, европейской системе налогообложения, современным подходам к администрированию налогов. Только после этого можно вводить всеобщее декларирование. При таких условиях появится электронная база, где будет видно, у кого есть имущество, ценные бумаги, и так далее.Но для этого нужна политическая воля. Я объездил много стран Европы, изучал опыт, даже защищался по налоговой системе стран Европы и Украины. У нас не сделана базовая вещь: не проведена налоговая амнистия. И поэтому массу людей, практически любого можно признать преступником: построил курятник в 90-е или пристроил баню, но не узаконил, заработал средства и не показал доход — уже нарушитель.
— На какие бюджетные прибыли рассчитывают творцы предполагаемых налоговых изменений?
— Налогообложение имущества не приносит больших денег, как показывает практика. Это 3-5% от суммы стоимости.
— Могут ли налоговые инспектора принудительно описывать чье-то имущество? Возможна ли такая перспектива?
— Пусть никто никого в этом вопросе не запугивает. На каком основании налоговый инспектор может прийти и описывать имущество? Мы что, возвращаемся в прошлый век, когда пересчитывали деревья в саду и кур на подворье? Это — от лукавого. Сегодня на дворе — совсем другое время. У нас люди даже реально не понимают, что у них на руках, чем они владеют. Ведь кто сейчас подает декларацию? Тот, кто получает зарплату от нескольких налоговых агентов, получивший наследство, значительные подарки, а также те, кто претендует на налоговую социальную льготу. Все остальные, как правило — госслужащие. Закон о госслужбе гласит: «Не подал декларацию — пиши заявление на увольнение». Так что, имеем, действительно, налоговую дискриминацию в отношении госслужащих.
— Какими могут быть результаты непродуманных и поспешных шагов в этой сфере?
— Вот мы завтра огласим, что у нас налоговая революция. Тогда будет очередной Налоговый майдан. Такими вещами нельзя шутить. Память у людей, которые выходили на Майдан, жива. Но если кому-то очень хочется — прошу, можно это проверить. Но можно такой взрыв создать, что…
— Сейчас, видимо, продвигается именно такой вариант…
— Да, есть люди, которые отстаивают и эту позицию. Я, как секретарь Общественного совета при Государственной фискальной службе, исхожу из принципа целесообразности в этом вопросе. Ну уже было такое у нас в истории, деревья считали, спиливали сад, пересчитывали кур и кроликов. Знаете, отставка Маргарет Тетчэр произошла из-за непродуманной налоговой реформы, к таким вещам нужно относится очень осторожно.
— Как вы считаете, во власти это понимают?
— Я не берусь оценивать сегодняшнюю власть по многим позициям. Формально — они были вместе с нами на Майдане, неформально — идут каким-то только им ведомым путем. Для меня он не совсем понятен. Для проведения налоговой реформы нужны, как минимум, общественные слушания. К слову, 16 июня у нас состоится заседание Общественного совета при Государственной фискальной службе, и я поставлю этот вопрос на обсуждение. У нас 150 общественных организаций, известные адвокаты, аудиторы. Думаю, обсуждение будет бурным.