Не секрет, что налоговое давление на украинский бизнес постоянно растет. Предприниматели уже привыкли, что долгосрочные планы развития с учетом налоговой нагрузки им лучше не строить. Вообще, ведение бизнеса в нашей стране напоминает войну за свое право зарабатывать деньги. У нас уже переписали нормы Налогового кодекса, касающиеся почти всех видов налогов, однако за словами «либеральная реформа» и «улучшение инвестиционного климата» на самом деле стоит все большее ужесточение контроля над предпринимательской деятельностью. О несовершенстве украинского налогообложения и необходимых мерах для улучшения ситуации в фискальной сфере, корреспонденту ГолосUA рассказалглава Общественного совета при Государственной фискальной службе Виктор Косарчук.
— Виктор Петрович, почему в Украине «пробуксовывает» налоговая реформа?
— На мой взгляд, для усовершенствования налоговой системы необходимо сделать несколько вещей. В первую очередь налоговая реформа должна быть не на словах, а на деле. Безусловно, такая реформа всегда является сложной. Вспомните Маргарет Тэтчер – она первый раз пошла в отставку из-за жесткой налоговой реформы. Это нужно понимать. Нами сделано несколько ключевых вещей, однако мы не можем понять, почему налог на добавочную стоимость в других странах работает, а у нас он — криминальный.
— Почему у нас так много налоговых нарушений?
— У нас такое большое количество налоговых преступлений не только потому, что они допускаются как со стороны налоговиков (коррупция), так и со стороны налогоплательщиков. Это также происходит потому, что у нас нет единых подходов и правил, что должно отражаться в форме законодательной базы. То есть, необходимо рано или поздно нашему обществу прийти к всеобщему декларированию. Тогда у нас будет база, мы будем понимать «кто, откуда и кому». Однако перед этим за два-три года должна пройти налоговая амнистия. Под какой-то небольшой процент — 1-3%. Это не принесет каких-то огромных денег в бюджет, но это является мировой практикой. К слову, я защищал диссертацию по налоговому праву в сравнении характеристик Украины и стран Европы. Тот, кто законно, и в 90-е в том числе, и после, заработал деньги, доказал их легальность, получит от государства соответствующую спецификацию — доказательство того, что налоги и сборы государству им оплачены. Теперь он абсолютно на законных основаниях будет обладать своим капиталом и имуществом.
-Какие еще шаги нужно сделать в реализации реформ в налоговой сфере?
— В этом пакете реформ мы должны обязательно снизить нагрузку на фонд заработной платы. У нас самая высокая в Европе нагрузка на фонд заработной платы. Правительство ввело сегодня «минималку» в 3200 грн. Что мы будем видеть от этого повышения в реальности? Мы будем видеть следующее — кто-то будет оформлен на 0,5 ставки, кто-то вообще будет уволен и сокращен, потому что 3200 грн реально все равно нужно показывать. Нужны огромные средства, чтобы отслеживать все это, пытаться сделать базу и т.д. Однако мы должны сделать базу — тогда мы получим реальную заработную плату. Человек, работающий на предприятии, если он получает свои 5, 8 или 10 тыс. грн, должен их получать легальным образом. Тогда эта база декларирования будет работать. Тогда будет работать Пенсионный фонд. А сегодня что мы сделали? «Влупили» такую нагрузку на фонд заработной платы, что никто, кроме больших иностранных компаний, не выплачивает сейчас заработных плат «по белому». Все в основном зарплаты получают в конвертах. Все акции, которые проводит куча служб, — это выстрел в воздух. Не будем уверять, что «Титаник» не тонет, когда он тонет. Это какая-то фантастика.
— Если уменьшить нагрузку на фонд заработной платы…
— Если мы будем уменьшать нагрузку на фонд заработной платы, упадет наполнение Пенсионного фонда. То есть, нагрузка на фонд заработной платы «упадет» на Пенсионный фонд. Мы сегодня имеем серьезную проблему — один работающий должен обеспечить несколько пенсионеров – двух-трех пенсионеров. Это серьезные проблемы, и мы должны принимать непростые решения. Возможно, в сфере регулирования нужно пойти на то, чтобы это были негосударственные пенсионные фонды. Например, вы зарабатываете больше, чем средний украинец. Вы готовы отдавать часть средств по накопительной системе, чтобы у вас была другая пенсия, другая медицина, другие социальные гарантии и т.д. Это абсолютно правильно, потому что у каждого свои возможности, и мы должны к этому подходить абсолютно сознательно.
— Как будет работать система налогового контроля?
— Мы должны понимать одну очень важную вещь. У нас в налоговой есть офис крупных плательщиков налогов. Он дает свыше 70% налогов, которые собираются с крупных компаний. Ныне внедряют риск-ориентированную систему налогового контроля (это коридоры). В задаче спрашивается, неужели не проще на определенный период для некоторых компаний в так называемой «зеленой зоне» отменить визиты налогового инспектора? К тем компаниям малого и среднего бизнеса, которые не нарушают законодательство, инспектор вообще не должен приходить. Появление инспектора должно повлечь его ответственность – зачем он сюда пришел? Такая система есть во всем мире, в большинстве европейских стран. Согласно этой системе, есть предприятия в «зеленой» зоне — то есть, они на нарушают законодательство, они не занимаются схемами, минимизацией, уклонением от уплаты налогов. Между тем, у нас инспекторы ходят везде, и на этом фоне даже мошенничество процветает. Конечно, тут целое поле деятельности для тех, кто не чист на руку. И мы получаем очень интересную вещь – мы на выходе налоги не получаем, мы получаем социальное напряжение. Поскольку приходя и выбивая таким образом, и не всегда законным способом, те копейки, которые поступают в бюджет, они не спасают ситуацию, они не решают вопросы Пенсионного фонда и т.д. В результате мы получаем социальное напряжение. Если мы сейчас закрываем малый и средний бизнес, то он идет на биржу…
— Ассоциация налогоплательщиков Украины недавно предложила свой проект либерального налогового кодекса…
-Глава Ассоциации налогоплательщиков Украины Григол Катамадзе собрал серьезную команду экспертов из общественного совета. Он собрал именно тех людей, которые работали в сфере методологии. Я знаю, насколько это важно, поскольку, работая в налоговой, я отвечал за разъяснение налогового законодательства. К слову, в Ассоциации Катамадзе работает лучший методолог нашего времени Анна Павловна Белоцерковская. В Ассоциации, в принципе, собран интеллектуальный цвет налоговой. Григол Катамадзе сделал большое дело, выпустив этот проект либерального налогового кодекса. Но вместе с тем я понимаю, что пока этот проект дойдет до внедрения, пройдет немало времени. Разумеется, я не со всеми положениями этого проекта согласен. Там есть дискуссионные вещи, но я глубоко убежден, что если будет несколько таких проектов, то мы с вами выйдем на нормальный налоговый климат. Поскольку уже практически сейчас нужно садиться и принимать решения по каждому налогу, особенно по бюджетообразующим налогам (налогу на добавочную стоимость, налогу на прибыль, налогу с доходов физических лиц и т. д.). Повторю, что налоговую амнистии необходимо проводить фактически немедленно, чтобы с 1 января 2018 года она уже заработала. Налоговая амнистия должна поработать два года — необходимо провести комплекс разъяснительных мер, принять законодательную базу, согласно которой она будет проходить, согласовать этапы ее проведения — 2018-2020 годы. С 2020 года мы должны перейти на всеобщее декларирование. Тогда в Украине появится база налогоплательщиков. А сегодня у нас наблюдается налоговая дискриминация — декларации подают только госслужащие (не подал – уволен), а также депутаты и чиновники.