- Система высшего образования, спустя много лет, наконец получила Закон «О высшем образовании», который на днях подписал Президент. И хоть для вузов предусмотрено больше прав и полномочий, в пунктах нормативного акта есть много «темных пятен», которыми ловко могут воспользоваться, например, те же чиновники и депутаты, возжелав получить научную степень доктора. Корреспондент ГолосUA в интервью с экс-министром образования Василием Кремнем попыталась найти «подводные камни» Закона «О высшем образовании».
- — Василий Григорьевич, как вы оцениваете подписанный Президентом закон «О высшем образовании»?
- — Принятие закона «О высшем образовании», безусловно, является позитивным фактором в развитии сферы образования Украины. Я бы обозначил несколько аспектов. Прежде всего, он дает большую самостоятельность, следовательно, автономность высших учебных заведений. Благодаря этому коллективы вузов смогут работать с более творческим подходом. Кроме этого, при автономии можно будет быстрее реагировать на новые требования, которые будут предъявлять по отношению к специалистам. Также можно будет лучше учесть региональные потребности или особенности вузов.
- Также следует отметить, что закон на уровне государства позволяет выстроить более эффективную систему управления и превращает Министерство образования из всесильного и единого в важный орган. Этот закон способствует и раскрепощению внутренней университетской жизни. Ученый совет, который не обязательно будет возглавляться ректором, а авторитетным ученым – это также позитивно. Ведь главу Ученого совета на должность будут уже выбирать не как ректора, а как ученого.
- Безусловно, есть и сложности в принятом документе, которые, в первую очередь, связаны с ситуацией в Украине. Так, согласно закону, педагогическая нагрузка не должна превышать 600 часов в учебном году. В условиях финансово-экономического кризиса в Украине эту норму будет выполнить достаточно сложно. Хотя и тут могут быть свои плюсы.
- Дело в том, что наша высшая школа, в отличие от европейской, уделяет довольно мало времени студенту на самостоятельную работу, перегружая его аудиторными занятиями. Возможно, эта норма закона позволит уменьшить количество аудиторной работы для студента и даст ему больше времени для работы самостоятельной. Так как в законе прописано, что уменьшение нагрузки преподавателя с 900 до 600 часов должно пройти без привлечения дополнительных ставок.
- — Однако студентам тоже сократили количество учебных часов.
- — И это также позитивный фактор. В современных условиях подготовка специалистов должна носить более индивидуализированный характер, чем это было ранее. По каждому студенту, особенно во второй половине обучения, должна разрабатываться индивидуальная программа подготовки при участии самого студента, опытного специалиста и т.д.
- Честно говоря, я сомневался, что этот закон будет подписан Президентом, так как он требует дополнительных средств из госбюджета. Однако то, что Порошенко подписал этот закон, говорит о том, что Президент понимает значимость высшего образования.
- — В принятом законе прописано создание двух структур – Национального агентства по обеспечению качества высшего образования и Единой государственной электронной базы по вопросам образования, что влечет за собой существенные затраты из госбюждета.
- — Да, конечно это затратно, однако в государственном масштабе – это не такие уж большие затраты. Их нужно будет обеспечивать, однако в тех условиях, в которых сейчас находится страна, я бы пошел по пути переходного периода, когда определенные нормы вводятся сразу. Введение тех же позиций, которые связаны со значительными затратами, может быть отстрочено на определенный период.
- — Но в какую сумму вы бы оценили создание этих структур или хотя бы Единой базы? Ведь в Украине любая реформа, как правило, сопровождается созданием госреестра, который обходится в миллиарды гривен.
- — В процессе подготовки к принятию закона были разные расчеты стоимости внедрения этого документа. Я не хочу называть цифры – они действительно довольно большие. Однако поэтапное, разбросанное во времени, внедрение закона абсолютно возможно.
- Впрочем, при рисках больших затрат есть возможности и для их сокращения в сфере высшего образования. На мой взгляд, нужно динамично, но последовательно сократить количество вузов в Украине.
- Но для этого в регионах для начала необходимо создать мощные региональные национальные университеты. В каждом областном центре должен быть один университет, который бы объединил все существующие сегодня местные вузы. Таким образом, удастся сократить значительные затраты на высшее образование, более того, это позволяет повысить уровень обучения, так как будут созданы мощные факультеты и научные центры. Кроме того, этот шаг позволит больше прислушиваться к потребностям регионов.
- — В подписанном Президентом законе «О высшем образовании» прослеживается тенденция к сокращению госзаказа: так, набор на бакалаврат в текущем году должен быть не менее 51% от количества выпускников-бакалавров прошлого года. То есть, у вузов есть механизм, чтобы с каждым годом принимать все меньше и меньше бюджетников.
- — Я бы так не сказал. Во-первых, вузы не принимали и не будут принимать самостоятельное решение относительно госзаказа. Во-вторых, государство централизованно будет распределять заказ по вузам. Кроме этого, насколько я помню, в принятом законе сохранилась норма о принятии на бюджетные места в университеты и академии не менее 180 человек на 10 тысяч населения. А это значительные показатели.
- А если, дай Бог, в Украине будет развиваться экономика, то и обучение за плату будет более доступным для многих семей. У нас в стране нет проблем, исходя из количества студентов, у нас есть проблемы с качеством их образования и последующим трудоустройством.
- — В законе, в соответствии с Болонским процессом, прописаны степени, которые могут получить молодые ученые. Однако, не кажется ли вам, что для получения степени доктора наук опубликованной монографии или же серии статей в профильных изданиях маловато и не откроется ли подобной нормой лазейка для чиновников, желающих легко и непринужденно получить докторскую степень?
- — В новом законе меньше возможностей, чем сейчас для желающих получить степень вне зависимости от того, где они работают и от их квалификационного уровня. Доктор философии – это нынешний кандидат наук, а доктор наук так и остается доктором наук. И если раньше, чтобы стать кандидатом, нужно было подготовить диссертацию и защитить ее, при этом было неважно, где и кем этот человек работает. И бывало, что готовил ее не тот, кто защищается, а совсем другой человек.
- Сейчас же обязательным условием для защиты диссертации для доктора философии нужно обучаться в аспирантуре не 3, а уже 4 года, обязательно сдать ряд специализированных дисциплин и пр. Только ученым или же преподавателям можно стать доктором философии без аспирантуры. Это серьезное препятствие для чиновников и депутатов получить научную степень быстро и легко.
- Что же касается того, что вместо диссертации может быть ряд статей, то в ряде специальностей, например, в математике, решение одной задаче адекватно написанной диссертации в других науках.
- Главное, и в этом есть проблема, — обеспечить ответственность Ученых советов. Если система защиты будет прозрачной, можно будет достичь объективного процесса защиты и присвоения ученых степеней. Хотя в первое время, безусловно, должен быть повышен контроль как со стороны государства, так и со стороны общественности.
- — Принятый нормативный акт упоминает и о борьбе с плагиатом. В частности, если уже в защищенной диссертации будет обнаружена часть чужой работы, кандидат или доктор наук лишится ученой степени.
- — До принятия закона возможность оспаривания диссертаций тоже была – работу можно было оспорить в течение 10 лет со дня найденного плагиата. И я знаю случаи, когда отменялась защита диссертации через 9,5 лет после ее защиты. Думаю, в оспаривании диссертаций сейчас будет наблюдаться более оживленный процесс, нежели это было ранее.
- — Одной из ключевых позиций закона является автономия вузов. Так, они получают право предоставлять платные услуги, получат земли в постоянное пользование, а также смогут сдавать в аренду строения, принадлежащие учебному заведению (согласно закону, продавать сооружения и земли вуз не имеет права) и распоряжаться заработанными деньгами. Но не смогут ли воспользоваться люди, желающие нажиться на этом?
- — Везде, где есть деньги, существует возможность для коррупции. Но закон дает возможность вузам честно зарабатывать и честно тратить деньги. И это важно, потому что сегодня вузы зарабатывали, но не имели возможности распоряжаться десятками миллионов гривен, которые находились на счетах Госказначейства. Терялся смысл зарабатывания денег университетами, хотя вузы должны максимально использовать все возможности. Наши университеты готовят бакалавров и магистров, а Гарвардский университет имеет более 500 программ от однодневных до подготовки доктора наук. И если человеку необходимо получить определенные навыки и знания, он приходит, вносит определенную сумму и получает образовательные услуги. Также и наши вузы должны быть структурами, которые предоставляют самые широкие услуги населению, что поспособствует развитию не только личности, но производству, обществу и экономике страны. В итоге университет заработанные деньги сможет потратить на приобретение необходимого оборудования и пр., необходимого для того, чтобы сделать образовательный процесс более современным.
- — Но сможет ли Ученый совет или же органы студенческого самоуправления воспрепятствовать руководителю вуза, если он, к примеру, захочет сдать в аренду большую часть общежития «левым» людям, загнав всех студентов в несколько комнат?
- — Все сложнее и сложнее можно найти ректора, который будет сдавать комнаты в общежитиях, пока не расселит своих студентов. Подобное было в 90-х, а сейчас этого уже практически нет.
- Но вопрос закономерен – сможет ли университетская общественность влиять на распределение и трату заработанных денег. Думаю, закон открывает здесь новые возможности: Ученый совет становится более независимым от ректора, а присутствие студенческого совета в разных управленческих структурах является обязательным. Более того, в нашей стране достаточно фискальных и контролирующих органов, которые будут следить за процессом. Поверьте, использование средств проверить не так сложно, потому что все остается на бумагах.
Министерство экономики Украины, Минцифра и Google Украина запустили платформу с бесплатными ресурсами...