Украина официально одобрила так называемую «формулу Штайнмайера», которая может сдвинуть с мертвой точки переговоры с РФ, но несет риски для суверенитета государства. Президент Зеленский уверял глав парламентских сил, что выборов в ОРДЛО не будет до вывода российских войск и до обеспечения надлежащих условий для свободной кампании. ГолосUA решил разобраться, поможет ли «формула Штайнмайера» урегулировать конфликт на Донбассе и не станет ли она причиной нового Майдана в стране, расспросив об этом политолога, директор Центра исследований проблем гражданского общества Виталия Кулика.
— Виталий, о чем будут говорить на встрече в нормандском формате, и ожидать ли положительных результатов по урегулированию конфликта на Донбассе?
— Встреча глава государства в нормандском формате состоится, хотя перед этим должна быть встреча с главами МИД стран нормандской четверки. Кроме того, должны произойти процедурные действия, в частности, по согласованию позиций по промежуточному протоколу. После того, как экс-Президентом Украины, членом ТГК по урегулированию конфликта на Донбассе Леонидом Кучмой была подписана так называемая «формула Штайнмайера, для власти сложно понимать, какие сейчас принимать решения, а также что-либо подписывать в нормандском формате. Руководство страны не готово к диалогу с обществом. Они будут разрабатывать решения кулуарно, с возможностью их переработки. Такая позиция контрпродуктивна, поскольку будет расти количество недовольных. В итоге будут формироваться протестные движения в стране. Что касается самих договоренностей, ожидается продолжительная динамика по урегулированию военного конфликта на Донбассе. Стороны будут говорить о некой Дорожной карте и легализации «формулы Штайнмайера». В первую очередь, — об окончании отведения войск от Станицы Луганской, Золотого и Петровского в Луганской области. Второе – обсуждение модальности избирательного процесса на неподконтрольных территориях. Третье – закон об особом статусе Донбасса в отдельных регионах Донецкой и Луганской областей. Как только вопрос о том, что должно быть в законе об особом статусе, окажется в согласовании позиций в рамках нормандского формата или диалога с так называемыми администрациями в Донецке и Луганске, тут же пойдет взрыв общественных настроений в Украине. Это вопрос внутренней политики, который не должен обсуждаться в рамках нормандского формата. Он не прописан в Минских соглашениях. Это внутренний процесс. Единственным вопросом, который может обсуждаться в нормандском формате, может быть модальность избирательного процесса в ЛДНР. То есть закон, по которому там проходят выборы, и обеспечение его выполнения. То есть, наличие различных партий и кандидатов, доступ международных наблюдателей, рабочие избирательные участки, контроль со стороны Украины и отсутствие боевиков в этом процессе. В нормандском формате на этой встрече возможна только промежуточная фиксация согласия на поэтапную реализацию «формулы Штайнмайера». Для того чтобы она имела положительный результат, должен быть обеспечен вопрос безопасности.
— Насколько вероятно проведение выборов в ЛДНР по украинскому законодательству и безопасно ли это?
— На данный момент мы имеем динамику количества увеличения обстрелов, в связи с чем возросло количество погибших украинских военных. В июле было зафиксировано 459 обстрелов, в августе 298, а в сентябре 525. Обстрелы — это не значит одноразовый выстрел. Это обстрел какой-либо артиллерийской системы, которая может осуществлять выстрелы без перерыва. Это может быть 500 выстрелов артиллерийской системы, которая выпустила до 10 тысяч снарядов. Хочу отметить, что июль, август и сентябрь — это так называемое «перемирие», о котором отчитываются господа из Минобороны. Как видим, никакого перемирия не наблюдалось. Увеличилось количество обстрелов и потерь живой силы и количество раненых. Если взять общую сумму за время «перемирия», то по факту мы имеем тридцать погибших солдат. Поэтому никакого обеспечения режима тишины на линии разграничения нет. Противник не придерживается вопросов безопасности и не хочет вступать в предметный разговор по прекращению огня и обеспечению режима тишины.
— Нужно ли было подписывать «формулу Штайнмайера»?
— Очень странно, что Зеленский пошел на авантюру с подписанием «формулы Штайнмайера». Не понимаю, о чем он может договариваться с Президентом РФ Путиным, когда гибнут украинские военные и идут обстрелы. Прекращения огня нет. Поэтому, если Зеленский пойдет на любые уступки России, это будет расценено как предательство. Украинцы воспримут эти шаги, как капитуляцию. Соответственно, это может вывести людей на улицы. Если у Зеленского есть инстинкт самосохранения, то он этого делать не будет, и нормандский формат завершится фиксацией того, что уже есть. При этом Зеленский будет понимать, что нужно учитывать национальные интересы. В первую очередь, будет требовать полного прекращения огня и в законе об особом статусе, прописал бы более жесткие формулировки, которые не допустили бы манипуляций.
— То есть сейчас есть реальная угроза нового Майдана?
— Да. На мой взгляд, это произойдет, как только будут понятны объемы возможных политических потерь, и поднимется вопрос о суверенитете Украины. Как только люди поймут, что нам навязывают амнистию в форме всепрощения противника и выборы на Донбассе будут происходить под дулом автоматов, но их попытаются назвать демократическими и на это будет согласие европейских партнеров. Это тут же приведет к тому, что из узкопартийных протестов протестное движение перерастет в снос режима Зеленского и ему не поможет его высокий рейтинг. Есть много людей, которые готовы любой ценой не допустить капитуляцию Украины.
— Реально ли, что в ближайшее время наступит мир на Донбассе?
— Нет, так как в этом не заинтересована Россия. Донбасс может формально вернуться в Украину. Де-факто он будет находиться в прямом управлении Российской Федерации. Более того, это будет территория полной нестабильности, неподконтрольная украинским судам, правосудию и информационному пространству. Естественно, никого мира там не будет. Более того, Донбасс станет раздражителем внутреннеполитической ситуации.