Досрочные парламентские выборы-2019 состоятся 21 июля. Желающих попасть в Верховную Раду много. Кроме старожилов, появились новые партии. Прогнозы социологов и политологов разные. ГолосUA решил разобраться, с кем Президент Владимир Зеленский объединится в парламенте и каких первых шагов стоит ожидать после формирования новой коалиции, расспросив об этом директора Центра исследования проблем гражданского общества Виталия Кулика.
— С кем Зеленский объединится в парламенте?
— Первый союзник – Юлия Тимошенко. Все будет зависеть от того, сколько «Батькивщина» возьмет процентов. Если это будет 12 — 15% или больше, то это заявка на участие в коалиции с крупной долей, вплоть до занятия должности премьер-министра. Президент Зеленский может на это согласиться. Ему сейчас нужен кризис–менеджер. Впереди нас ждут проблемы с долгами. У нас новая волна всемирного экономического кризиса. У нас большие проблемы в разных секторах экономики. Тимошенко может взять на себя весь негатив. Зеленскому выгодно повесить негативные риски на партнера по коалиции. В итоге через 300 дней можно переформатировать коалицию. Конечно, Зеленский заинтересован в формировании однопартийного большинства. Но электоральная арифметика показывает, что не хватает голосов даже при помощи мажоритарщиков, что тоже условно. Люди Зеленского на мажоритарке – это не те голоса, которые были отданы Зеленскому, как Президенту. Будет сохраняться инерция, но этого будет недостаточно, чтобы взять 50% и выше. Сейчас социология показывает 40% поддержки партии Зеленского. С учетом летнего периода и низкой явки, отсутствия мобилизации, даже если Зеленский начнет мобилизовать электорат, даже если он пойдет по округам и будет агитировать за мажоритарщиков, этого будет недостаточно. Так или иначе, ему придется вступать в диалог с «Батькивщиной». Кроме того, его природными союзниками будут мажоритарщики из принципиально важных для него областей. В первую очередь это люди, которые представляют партию «Наш край». То есть ставка будет на донецких, но не регионалов. Возможно, в коалицию с Зеленским войдет Смешко.
— Как насчет коалиции с Анатолием Гриценко?
— Не думаю, что Гриценко на гране прохода. Во-вторых, он не тот, кто гарантированно поддержал бы и играл в команде Зе, как командный игрок. Если со Смешко понятная история, то с Гриценко в силу его характера будет сложно вести переговорный процесс. В назначениях Минобороны Гриценко даже не значится. В переговорном процессе Гриценко нет. Кроме того, есть проблема в том, кто будет формировать политическую силу Гриценко, кто будет его спонсором, получит ли он медийную кнопку. От этого будет зависеть его успех. Вопрос в том, пройдет ли Гриценко в парламент. Хотя он возможный участник колициады.
Не исключаю поддержку Зеленского от так называемой партии мэров. Это будет не список, а мажоритарщики, представляющие Харьков, Одессу и другие крупные регионы. Это интересы группы «Возрождения», которая и так ориентирована на олигарха Коломойского.
— Кто из партий попадает в Раду?
— В парламент 100% попадает «Батькивщина» Юлии Тимошенко, партия Смешко, большая вероятность попадания группы «Наш край» в виде мажоритарщиков и группы «Возрождения» как мажоритарщиков. Все остальные союзники Зеленского могут пройти, а могут и нет.
Также в парламент пройдет БПП, который будет находиться в оппозиции. «Оппоблок» и платформа «За життя» будут сражаться за электорат Зеленского и не войдут в коалицию. Не исключаю, что в случае большого кризиса возможно формирование большой коалиции, то есть так называемой коалиции национального единства. Для этого необходимо отменить закон о люстрации, чтобы в правительство могли зайти люди Оппоблока. В этом не заинтересована ни одна политическая сила, в том числе Зеленский.
— Каких первых шагов стоит ожидать после формирования коалиции?
— Досрочных местных выборов. Новый парламент захочет снести всю местную власть и переизбрать ее на основании нового закона о местных выборах и на основании изменений в законе о местном самоуправлении. В итоге выборы в местные советы могут уже состояться в октябре – ноябре этого года.
— Удастся ли новой Раде урегулировать конфликт на Донбассе?
— Это самый сложный вопрос. Думаю, что в той парадигме, в которой это предлагает Зеленский, это нереализуемо. Там слишком много рисков. В том числе, что Президент Зеленский говорит о переговорах с Россией и «ЛНР» и «ДНР», чего не прописано в минских соглашениях. Поэтому не в интересах Зеленского поднимать этот вопрос. Вопрос войны и мира будет вынесен за рамки электоральной парадигмы. Вопрос об установлении мира на Донбассе будет отложен не на один год. Новое правительство будет концентрироваться на экономике и социалке, а также на вопросе переформатирования власти и снижении коррупционной нагрузки, сокращении чиновников, снятии с нардепов неприкосновенности, снижении коммунальных тарифов и так далее. Все, что из обещанного реально можно выполнить.
— Продолжит ли новое правительство сотрудничать с МВФ?
— Зеленский не откажется от кредитов. Назначение Данилюка на должность главы СНБО указывает на то, что все обязательства предыдущей власти в отношении МВФ и Всемирного банка будут выполняться под козырек.