После того, как 16 февраля за отставку правительства проголосовали 194 народных депутата при 226 минимально необходимых, фракция ВО «Батькивщина» в полном составе вышла из парламентской коалиции. Как фракция будет работать дальше в парламенте, лидер «Батькивщины» Юлия Тимошенко не уточнила. Кроме ВО «Батькивщина» на заседании ВР 17 февраля отсутствовала и «Самопомич». При этом, депутаты от партии «Батькивщина» Игорь Луценко и от БПП Константин Усов заявили, что проголосовали за постановление о выражении недоверия правительству, однако система подсчета голосов их не засчитала. О том, к чему приведет парламентский кризис, корреспондент ГолосUA узнавала у директора Центра исследования проблем гражданского общества Виталия Кулика.
— Виталий Александрович, «Батькивщина» уже вышла из коалиции, «Самопомич» — на грани. Произойдет ли развал коалиции?
— Если из коалиции выйдет «Самопомич», запускается механизм перевыборов, ведь будет не хватать голосов (сейчас у коалиции есть 239 депутатов). Выходит «Самопомич» — со всей ответственностью возникает вопрос существования коалиции. В настоящее время о выходе из коалиции заявили уже несколько депутатов, в том числе и от БПП. Скорее всего, Президент пытается спасти коалицию путем договоренностей с «Самопомичю», которая получила достаточно серьезные политические дивиденды.
— Как могут развиваться события в ближайшее время?
— Есть два сценария. Первый — сохранение Яценюка на должности и углубление политического кризиса, когда решения по законопроектам Кабинета министров будут приниматься ситуативным большинством. А те, которые будут необходимы, станут просто «торпедироваться» партнерами по коалиции. Второй сценарий — происходящее сейчас, вот этот демарш, закончится роспуском коалиции, подписанием нового соглашения. И — возможной добровольной отставкой Кабинета министров. Других вариантов нет. Думаю, что сейчас идет ожесточенная «торговля» на Банковой, чтобы сохранить конфигурацию действующего парламента. Главное требование наших западных партнеров, США, ЕС — не доводить происходящее до досрочных выборов, не дестабилизировать политическую ситуацию, не отправлять Кабинет министров в отставку. Но, если это произойдет, состав Кабмина, и коалиции коренным образом не поменяются. Мы уже не увидим там Яценюка, но там могут оказаться все те же фамилии, что и сейчас. Однако считаю, что «Самопомич» сейчас не готова к досрочным выборам. И, скорее всего, мы увидим накапливание негатива и консервацию ситуации до сентября. А в сентябре, конечно, все «взорвется». Но это похоже на гадание на кофейной гуще: ведь никто не думал, что «Батькивщина» так быстро сделает заявление о выходе из коалиции. Еще 16 февраля Тимошенко уходила от прямого ответа на вопрос об этом…
— Каким может быть предмет «торга» на Банковой? Что «Самопомич» может потребовать в обмен на то, что она останется в коалиции?
— Все, что угодно — начиная с назначения нужных им «силовиков» в Западной Украине, где у «Самопомичи» сильные позиции, и до вопроса выборов в Кривом Роге. А также — до проблем бюджетной политики, «перезагрузки» децентрализации, перезапуска конституционного процесса. На это Порошенко может пойти.
— Как к этому отнесется Запад?
— Думаю, что этот вариант обсуждался. И это — не худшее решение и для страны, и для западных партнеров. Но, в целом, пересмотр логики конституционных изменений, конечно, будет критиковаться Западом. Будет оказано очень сильное давление на украинскую власть, в первую очередь, на Президента. От него, в любом случае, потребуют проведения таких реформ, ведь это — определенные обязательства Порошенко перед инвесторами.
— Какой будет роль «Батькивщины» в парламенте после всего произошедшего?
— Она получила главные имиджевые дивиденды. Фактически, показала себя последовательной политической силой. И сейчас будет пытаться, вместе с «радикалами», занять нишу политсилы с оппозиционной риторикой. Это очень удобная позиция критики, хорошая медийная платформа. Думаю, в этой ситуации «Батькивщина» поступает тактически правильно. Но «плюс» ли это для государства, страны — для меня вопрос. Если она выходит из коалиции, значит, дальше готова «продавливать» проведение досрочных парламентских выборов.
— В чем заключается дестабилизирующее влияние досрочных выборов в Раду?
— Непонятно, какие политические силы получат поддержку населения на этих выборах. Учитывая тренд на популизм, разыгрывание «карты» оппозиционности премьера Президенту, мы можем снова увидеть в парламенте фракцию «Свободы», больше представителей «Батькивщины» и «радикалов», больше «Оппоблока». И, например, «УКРОП» также может войти в состав Верховной Рады. То есть, будущее большинство будет слабо договороспособно. И это приведет к очень долгой коалициаде, потом — долгой спикериаде, многие законы будут приниматься «с боем». Однако, такие непрогнозируемые последствия не устраивают наших западных партнеров.
— Боится ли Президент досрочных выборов в парламент?
— Действующая власть, похоже, готова к перевыборам, несмотря на то, что это несет для нее большие риски. Президент почему-то считает, что его политсила способна взять достаточно много голосов. Однако рейтинг Президента снижается, это даже не 50% или 32%. И с каждым голосованием, подобным неудачной отставке Кабмина, рейтинг Порошенко падает. Если выборы состоятся даже в ближайшие месяцы, БПП не наберет проценты, полученные на недавних парламентских выборах. К тому же, в самом БПП произойдут изменения, оттуда уйдут те же «еврооптимисты». Возможно появление на базе БПП нескольких политических проектов, например, партии Саакашвили, имеющей электоральную перспективу. Будут ли они в единой команде с БПП — вопрос. Но это «растащит» избирателей Порошенко.
— То есть, фракция БПП может вообще развалиться?
— Да.