В 2019 году институт брака разрушается: политики во всем мире стали менять подход к образу жизни, выглядеть моложе, разводиться, снова жениться. Украинские политики тоже стали следовать этому тренду и потому вскоре стоит ожидать череды разводов и новых громких романов. Об этом в интервью ГолосUA сообщил психолог Валентин Ким.
Ирина Волконская
— Валентин, в беседе вы сказали, что в мире и в Украине «сохранить брак все сложнее»… Почему?
— Разрушаются убеждения, связанные с институтом брака. Старый институт брака постепенно приходит в негодность. Это – общечеловеческий тренд. В этом смысле есть замечательная книга Фридриха Энгельса «Происхождение семьи и частной собственности государства». Мне было бы интересно ее почитать, если бы он писал ее не в 19 веке, а в начале 21 века. Потому что институт брака видоизменяется, он разрушается. Постепенно люди перешли от племенного уклада к родовому, от родового – к клановому, от кланового – к большой семье нескольких поколений, а потому к семье всего лишь из двух поколений – семьи родителей и семьи (семей) их детей. А сейчас мы постепенно приходим к тому, что в современном обществе модель семейных отношений видоизменяется: меняется отношение к мужчине, отношение к женщине, отношение государства к детям.
Чем больше государство будет брать на себя опеку над детьми, тем меньше возможности привязать мужчину к брачным отношениям надолго. И это неизбежно приводит к тому, что браки разрушаются и все чаще моделью семьи становится женщина, ее дети и родители женщины, которые помогают воспитывать ей ее детей. Посмотрите статистику – у нас в стране уже каждый 2-3 ребенок растет в неполной семье. Это говорит о том, что разрушаются устои стандартной семьи – мама, папа, дети.
— И на этом фоне некоторые политики в Украине чуть ли не в одно время вдруг стали сбрасывать вес и изменили имидж?
— Да, среди украинских политиков, депутатов наметился общий тренд: они стали сбрасывать вес и молодеть. Я так могу сказать о народном депутате Игоре Мосийчуке, он очень сильно сбросил вес. О советнике главы МВД Антоне Геращенко, о премьер-министре Украины В. Гройсмане, да и экс-Президент Украины Петр Алексеевич Порошенко изменился: он стал по-другому одеваться — вероятно, почувствовал, что стал объектом внимания, и это внимание носит придирчивый характер.
Нужно понимать, если политик вдруг начинает выглядеть иначе, это значит, что он чувствует внимание общественности и изменение образа и имиджа позитивно сработает на его восприятие этой общественностью.
И есть особенность человека: мы копируем особенности внешнего вида лидера, полагая, часто бессознательно, что это приведет нас к успеху. Это биологическая функция. Таким образом, в политике во всем мире сформировался общий тренд: на омоложение, на желание понравиться избирателю.
— В СМИ есть несколько примеров политиков, которые резко изменили внешность и обзавелись новой дамой сердца. Например, украинский чиновник Павел Розенко. Он тоже похудел, влюбился и, насколько я знаю, женился на известной телеведущей Елене-Кристине Лебедь. Журналисты сделали фотографии, подтверждающие, что у них роман…
Как вы думаете, тренд на омоложение внешности приведет к тому, что украинские чиновники и политики будут менять жен?
— Будут менять. Объясню почему: потому что, во-первых, это общая тенденция – институт семьи, брака разрушается, и общий тренд такой, что сохранять отношения долгосрочные становится все сложнее.
Отмечу, что, естественно, первое лицо государства должен быть носителем определенных патриархальных норм и устоев, но они тоже разрушаются. Мы видим, что во многих странах мира, на которые равняются, первые лидеры государств начинают вести себя неподобающе, с точки зрения пуританской морали. Например, президент США Дональд Трамп женат уже, как я помню, трижды. И там большая разница в возрасте. Французский президент Эммануэль Макрон женился на своей учительнице. Президент Италии Сильвио Берлускони был замешан в нескольких сексуальных скандалах.
То есть старые демократические устои, прежние представления о политике устарели, они стали неинтересными людям, обществу. И соответствие этим нормам не является теперь конкурирующим фактором – фактором, который повышает ваши конкурентноспособные преимущества, становится молодость и свойственная ей неизбирательность в семейных отношениях.
Определенные отклонения от привычной ранее нормы как раз и являются тем, что привлекает к тебе внимание; тем, что помогает тебе формировать какую-то повестку дня, повестку настроения, повестку отношений. И в этом плане, хотя бы я не хотел предрекать, как это сделала Кассандра, но мне кажется, что тут в действительности институт брака в исполнении наших чиновников очень сильно пострадает. Потому что омолаживаться, разводиться, находить себе молоденьких любовниц – это будет тем фактором, который позволит без лишних затрат привлекать к себе внимание общества, быть ему интересным.
— Политики находят себе молодых жен или пассий исключительно для того, чтобы повысить политический рейтинг?
— Не только для того, чтобы… Да, кто-то ради рейтинга заводит романы. Понимаете, лидер должен соответствовать запросу, который формируется поэтапно. И когда человек растет по политической лестнице, каждый переход на следующий уровень должен соответствовать определенным ожиданиям. И, в конце концов, отсеиваются люди, которые этим ожиданиям соответствовать будут. Поэтому не случайно среди них я ожидаю, что будут люди, которые будут нарушать нормы и институты брака.
— Это можно назвать общественным запросом?
— Это ожидания. Вот смотрите: например, Президент Украины Владимир Зеленский перед тем, как выиграть президентскую гонку, был несистемным кандидатом, который ничего не сказал, ничего точно не пообещал, ничего не сделал, не обладает вообще никаким политическим опытом, откровенно об этом говорит и выигрывает выборы с таким разгромным счетом. Значительная доля успеха в данном случае заключается в том, что Зеленский – несистемный кандидат, то есть не такой, как все. Он выделяется на общем фоне. Лидер должен выделяться. В биологическом смысле лидер это человек, который ухитрился пробиться на самую верхушку общества, и тогда его модель поведения является приемлемой. Более того, общество ожидает и формирует запрос на обновление лиц среди политиков, государственных чиновников, депутатов.
Обновление лиц — это не просто смена портрета и не просто смена образа, это еще смена манеры действия, смена манеры поведения, смена отношений к каким-то стандартным нормам. Поэтому, я думаю, новые политические лидеры будут вовсю нарушать устаканившиеся нормы, чтобы выделиться и завоевать расположение избирателя.
— Как вы думаете, политические лидеры эти перемены осознают или это все исключительно на интуитивном уровне?
— Думаю, что многие работают на интуитивном уровне. Но также у них есть советники по имиджу и внешнему виду.