В. Лановой: «Правительство увеличило страховой стаж, чтобы сократить количество пенсионеров в стране»

В 2018 году примерно 200-300 тысяч человек не войдут в режим пенсионного обеспечения государством, столько же, к сожалению, умрет. Количество пенсионеров уменьшится с 12 до 11,7 миллиона. Почему правительство преподнесет это как величайшее из достижений, реально ли в современной Украине заработать 35 лет стажа, и о том, что отсутствие морали в решениях чиновников – это признак деградации государства, в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал доктор экономических наук, бывший министр экономики и вице-премьер-министр Украины, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.

— Владимир Тимофеевич, правительство утверждает, что пенсионная реформа назрела в Украине, и ее нельзя было откладывать. Так ли это?

— То, что у нас приняли – это не реформа. В результате реформы устраняются какие-то отставания, решаются какие-то проблемы, улучшается жизнь пенсионеров и тех, кто, находясь в преклонном возрасте, не способен работать. То, что по факту проведено у нас, выглядит следующим образом: произошли некоторые перерасчеты, основная цель которых – сокращение дефицита Пенсионного фонда. Увеличение пенсий коснулось только тех, кто имел очень большой трудовой стаж – 35-40 лет. Отменена индексация пенсий – повышается только минимальная ставка. Эта так называемая реформа противоречит законодательству просто потому, что закон должен действовать с момента его принятия, он не может распространяться на прошлое. Даже если кому-то повезло, и ему действительно увеличили пенсию, то это с точки зрения закона неправильно. Безусловно, женщина, которая 5 лет сидела дома, ухаживая за детьми или внуками, сейчас, глядя на все это, с удовольствием отказалась бы этим заниматься, и пошла бы куда-то на работу, пускай даже на минимальную смену, на несколько часов в день, чтобы иметь стаж. С точки зрения закона ее права нарушаются, просто потому, что пересматриваются нормы, действующие в предыдущем периоде, нормы, на которые она ориентировалась. Мы увеличили страховой стаж, необходимый для выхода на пенсию. Для чего? Для того чтобы сократить количество пенсионеров в стране. Вот правдивое и основное предназначение этого нововведения, и как следствие, сократить дефицит Пенсионного фонда. Поэтому никакая это не реформа, нельзя так называть то, что произошло.

— А что же нужно было сделать? Как должна выглядеть настоящая реформа?

— Все очень просто. При переходе от социалистической системы к рыночной демократической, следует сокращать долю пенсионных отчислений, которые проводятся благодаря фонду заработной платы. Нам следовало, в первую очередь, запустить накопительную систему благодаря государственным и частным пенсионным фондам. Почему следует отказываться при пенсионных начислениях от фонда заработной платы? Потому что фонд заработной платы в рыночной экономике понятие неустойчивое. Накопительная система позволяет людям самим откладывать себе деньги на старость и получать их потом при необходимости. Кроме того, еще один устойчивый источник пополнения Пенсионного фонда, который стоило бы рассмотреть, — это отчисления, связанные с общенародным правом.

— Объясните подобнее, что имеется ввиду?

— В Украинской Конституции закреплено право народа на распоряжение природными ресурсами, полезными ископаемыми, землей. Все это, согласно Конституции, принадлежит народу. Соответственно, эти правоотношения, как правило, реализуются посредством ренты. Таким образом, рента и рентные правоотношения – это отношения безусловной прибыли. Вот это и есть источник формирования доходов Пенсионного фонда. Скажем, земля всегда будет иметь какую-то степень прибыльности и доходности посредством реализации продукции, которая на ней выращена. Она, безусловно, прибыльна. Следовательно, в составе цены за продукт должна быть определенная составляющая, возникающая из права собственности, из права использования этой земли. Земля может быть неприбыльна только в одном случае – если люди вдруг перестанут питаться. Такая ситуация в принципе невозможна. Точно так же и люди, добывающие нефть, железную руду, имеют право продать то, что они добыли. Но, задача государства – установить определенную плату за использование этих ресурсов, поскольку люди, которые их добывают, не производили их. Соответственно, добывая эту продукцию, они реализуют общие права на нее. Государство, установив рентные платежи, просто  регулирует долю каждого из нас. Люди, получающие от наших общих прав свой рентный доход, обязаны делиться. Можно много говорить о подобных источниках, но весь фокус в том, что это должны быть постоянные и значимые величины. В РФ существует специальный налог за экспорт газа и нефти, и этот налог идет в бюджет, который, в свою очередь, финансирует Пенсионный фонд и пенсионные выплаты.

— С формально юридической точки зрения, повышения пенсионного возраста не произошло, но по факту — оно внедрено в завуалированном виде, путем повышения минимального страхового стажа, необходимого для выхода на пенсию. Почему людей вводят в заблуждение?

— Государство, по сути, отказалось нормировать сроки выхода на пенсию. Они у нас привязаны всего на всего к двум показателям: к 60-летнему возрасту, и достижению 25-летнего, и в перспективе, 35-летнего трудового стажа. В принципе, это все, что сделало правительство. Более того, эти действия ничегошеньки не дают. В целом, действия правительства направлены только на одно – перераспределение благ, создающихся обществом. При том, перераспределение не в пользу простого человека, а в пользу тех, кто получает сверхприбыли и зарабатывает на общественных благах. При этом все делается с высокомерным надуванием щек и постоянными демагогическими заявлениями о том, что вот, дайте нам еще поработать, дождитесь 19-20-го года, и вы будете иметь 6% рост экономики. Хотя на самом деле экономика нашего государства находится в критическом состоянии. По итогам 2016 года Украина находилась на последнем месте в мире по темпам роста реальных доходов населения – не только тех, кто получает доход в виде зарплаты, а всех доходов. По 2017 году статистики пока нет, но я не думаю, что показатели значительно изменятся. Получается трагикомическая ситуация – по идее, общество должно получить компенсацию вследствие падения валютного курса гривны, роста инфляции цен и прочих показателей, чтобы реальные, фактические доходы населения не упали. Однако правительство говорит, что оно не может индексировать пенсии, поскольку такая индексация приведет к еще большему росту инфляции, забывая, или умалчивая, о том, что рост инфляции спровоцировало оно само, взвинтив тарифы на ЖКХ. Возникла ситуация, когда сверхприбыли монополистами получены, а реальные доходы населения падают. Такие люди во власти, с моей точки зрения, не могут управлять обществом.

— 35 лет трудового стажа в современных украинских реалиях легко заработать?

— Статистика говорит нам, что в стране трудоспособного населения в возрасте от 16 до 60 лет – 18 миллионов, из них реально и легально работают 12 миллионов. Таким образом, не работает официально в нашей стране 6 миллионов трудоспособного населения. Прежде всего, это женщины, которые занимаются семьей, бытом, какой-то деятельностью на своем огороде, или чьи предприниматели, с которыми они сотрудничают, не отчисляют ничего в Пенсионный фонд Украины. Возникает вопрос: что будут делать эти люди, когда им исполнится 60 лет? В соответствии с «реформой» они будут жить даже не на пенсию, а на так называемое пособие в размере 400-500 гривен. С точки зрения солидарной пенсионной системы и ее устоев, это неправильно, поскольку основной принцип этой пенсионной системы состоит в том, что работающие содержат неработающих. А минимальная пенсия не может быть ниже прожиточного минимума. Таким образом, эта система должна создавать минимальные условия выживания, равные для всех. Эта же система не должна позволять выплачивать слишком большие пенсии. С точки зрения функционирования этой системы, то, что делается в Украине, аморально. Упомянутая накопительная система, которую надо внедрять, может функционировать только параллельно с солидарной системой. И это, наверное, правильно. Больше работал – больше заработал, больше отчислял – больше получил, тогда, когда придет время из кубышки доставать свои накопления. Но, накопительная система у нас не запущена. Статистика Пенсионного фонда у нас не открыта, мы не знаем, как расходуются средства, которые мы все отчисляем, какие есть категории пенсионеров, кто сколько получает. Нам рассказывают все, что угодно, кроме этого. Мы не знаем, какие колебания в пенсиях. Минимальная пенсия в Украине сегодня 1400 гривен, средняя – 1800 гривен. В то же время существуют пенсионные выплаты по 100, 200 и 300 тысяч гривен. Как может быть такой разрыв в сотни раз? Это бандитизм в использовании государственных средств.

— Что будет с теми, кому в 2018 году исполнится 60 лет, и им не хватает стажа для выхода на пенсию?

— В 2018 году примерно 200-300 тысяч человек не войдут в режим пенсионного обеспечения государством. В это же время примерно столько же тысяч человек, к сожалению, умрет. Количество пенсионеров уменьшится с 12 миллионов до 11,7 миллиона. Это будет «огромным достижением» правительства. Они будут говорить, что уменьшили дефицит Пенсионного фонда, например, со 140 до 130 миллиардов гривен. Будет много разговоров на пресс-конференциях. Народ страдает, а чиновники сами себя восхваляют. Вот такая возникает дисгармония, внутренний конфликт. Понимаете, общество, которое внутри неконфликтно, не выдвигает к  власти требований, — оно выбирает не тех лидеров и ставит перед ними не те задачи, а потом резко переходит к восстаниям и протестам. Такое общество не может развиваться, ни экономически, ни культурно. В итоге происходит развал нашего национального единства. Когда один министр выписывает себе премию в 90 тысяч гривен, потом по его примеру поступают другие министры. А пенсии в то же время сокращаются. Рано или поздно это приведет к тому, что терпение у людей лопнет, они будут бунтовать, министры будут спасаться. Но зачем нам такая общественная структура? Зачем нам такие отношения внутри общества? У нас путь один – нам нужно снимать эту власть, потому что все ее решения с 2014 года – антинародные. Больше, чем в три раза, завален курс гривны, и это сделано умышленно в интересах олигархов, банкиров и самих коррупционеров, которые распоряжались деньгами и получали от этого откаты. С таким правительством ни общество, ни люди, ни государство не имеют перспектив.

— В Украине людям за 40+ сложно устроиться на работу, и стаж они докупить не могут – 17 тысяч гривен за год не всем по карману…

— Я уже говорил, с 18 миллионов трудоспособного населения работают только 12 миллионов. Это красноречиво говорит о том, что людям некуда идти работать. Заняты только должности в разных таможнях, налоговых, полицейских и других чиновничьих структурах, там, где можно заработать благодаря контрабандам, взяткам, либо повышая себе зарплаты до баснословных уровней. К сожалению, расширение таких рабочих мест — это все непродуктивные расходы, это все фискалы, держиморды и паразиты, потому что  никто из них не создает никаких продуктивных услуг, в отличие, скажем, от учителей и врачей. Вообще в Украине не создаются новые рабочие места, в той же металлургической сфере работают по 3-4 часа в день, люди не загружены, зарплата минимальная, а если им дать 8 часовый рабочий день, то половину штата предприятия следует уволить. Кстати,  методы ручного манипулятивного повышения минимальной зарплаты на 100% (как сделало нынешнее правительство в 2017 году) приводят  к  увольнениям людей: фонды зарплат не резиновые – деньги нужно или заработать, или получить из бюджета. Но в фонды школ и медучреждений денег в той же мере не добавили, поэтому сокращается количество сотрудников, либо их переводят на полставки и т.п. При этом высокооплачиваемым категориям рост заказан, он возможен только для низкооплачиваемых категорий.   /> Главная же проблема в том, что не развивается  частный сектор, который должен создавать новые рабочие места. К сожалению, сейчас частное предпринимательство подавлено, коррупция и олигархи выталкивают предпринимателей из страны или в теневой сектор экономики. В результате этих дефектов мы имеем сокращение числа предприятий в стране и числа рабочих мест. Естественно, первыми страдают люди пожилого возраста, которые, возможно, в каких-то технологических понятиях отстают, в использовании новейшей техники либо терминологических определений. Но нельзя людей старых знаний списывать. Общество должно создавать условия для объединения энергии и раскованности  молодых, и знаний, опыта, умеренности и взвешенности поколения среднего и более пожилого. Только такие общества добиваются успеха. 

— Недавно Павел Розенко заявил, что тем, у кого специальная пенсия, сейчас выгоднее перейти на обычную, так у них появится шанс получать больше. Вы не усматриваете в этом дискриминацию?

— Все опять исходит из человеконенавистнической идеологии, когда для власти люди – это товары, которые можно пересчитать. В свое время были категории вредного труда, люди сознательно шли туда на работу, отдавали свое здоровье, и они знали, что в результате они выйдут на пенсию гораздо раньше. Это химическое производство, гальваническое производство, металлургические комбинаты, шахты и др. Пенсия у людей, работающих на таких предприятиях, была выше, чем у тех, кто трудился не во вредных для здоровья условиях. Теперь это все отменилось, этим людям плюнули в лицо и, по сути, сказали, что их труд никому не нужен, то, что они где-то работали, — это их личное дело, не нужно было на это соглашаться. Это цинизм и ненависть к простым людям. Аморальность, отсутствие морали в решениях чиновников – это признак деградации государства, ничего хорошего у такого государства не будет, оно будет истощаться и разрушаться.

— В преддверии Нового года в Минсоцполитики признали, что действительно, пенсионная реформа недоработана, так как 3 миллиона граждан не ощутили повышения пенсии. В связи с этим было заявлено о намерении исправить ситуацию. Есть ли основания верить власти, что пенсии этим гражданам таки пересчитают?

— Это пустословие. Нужно исходить из реальных процессов. Мы же знаем, что доходы в Пенсионный фонд не выросли ни в 2017 году, не вырастут они и в 2018 году. Отчисления из Государственного бюджета в Пенсионный фонд для покрытия дефицита не увеличиваются, они остаются на уровне 130 миллиардов гривен. Два года назад дефицит был 150 миллиардов гривен. Эти циники во власти сокращают доходы и поступления в Пенсионный фонд. Следовательно, только внутри пенсионных расходов могут быть какие-то подвижки. Поэтому кому-то они повысили (например, тем, у кого минимальные пенсии, —  на 50-100 грн), а большинству оставили на том же уровне. Вот и весь расклад. Где они возьмут деньги для того, чтобы повысить пенсию тем, кому ее не повысили? Количество пенсионеров будет сжиматься, будут уменьшаться отчисления из бюджета в Пенсионный фонд, и власть будет считать это огромным достижением, поскольку в самом бюджете, который растет каждый год примерно на 200 миллиардов гривен, ни одной новой копейки не будет отпущено в Пенсионный фонд. Таким образом, общая величина этого фонда не вырастет. Людям могут рассказывать сказки о повышении, а пенсионеры в большинстве своем живут каждый в своем мире – вот посмотрит человек по телевизору, что кому-то там повысили, и будет думать, что это только его не коснулось. Никто же правду не говорит, опять же, пенсионный фонд  об этом точно не скажет.

— Афганцев, чернобыльцев и инвалидов эта пенсионная реформа не тронула. Почему эти граждане за бортом?

—  Сегодняшняя власть имеет неприемлемые для общества цели – обогащение, сделки, коррупция, взятки, офшоры. Люди, которые находятся на содержании государства, и больше никуда не могут обратиться, — они неинтересны власти. 10 лет назад я был в Чернобыльской зоне, встречался там с людьми, и они говорили, что у них 15-20 гривен надбавка к пенсии. И за все это время им никто ничего не пересчитал. Это страшно. Отдельных категорий граждан, которые не могут себя защитить, которые находятся где-то на периферии, в Украине игнорируют.  Вообще складывается впечатление, что целью людей у власти есть разрушение Украины. А миллионам гражданам страны нужно жить, а не мучиться и умирать.

— Владимир Тимофеевич, кого мы копируем с этой пенсионной реформой, и вообще, по чьему пути идем?

— В вопросах денег и в процессах валютной политики мы копируем африканские страны, потому что ни в одной азиатской или европейской стране нет такой девальвации национальной валюты, там по 10-15 лет курс неизменный. В Африке печатают деньги, как фантики, там князьки и вожди племен владеют основными благами, не давая ничего народу, ни работы, ни денег. 

С точки зрения социальных гарантий мы, конечно же, не Европа. Потому что в Европе социальные цели – это главное. Европа пережила много революций, побоищ, связанных с эксплуатацией рабочих, и общество завоевало какие-то социальные гарантии, там состояние пенсионеров не хуже, чем у работающих граждан. Если мы посмотрим в Азию, то там очень низкие социальные гарантии, отпуска  у работающих очень коротки, во многих странах нет государственных пенсионных систем.

А то, что происходит в нашем сельском хозяйстве и экономике, то это напоминает Латинскую Америку. В селах у нас точно так же голодают крестьяне. В село приезжают богатые, что-то сажают, и урожай забирают, ничего за это не платят людям, или очень мало, а все деньги от продажи продукции забирают себе, или делятся с инвестором из западных стран.

— Как же выйти из сложившейся ситуации?

— В первую очередь, нужно восстановить этические нормы в отношении к пенсионерам, они люди, которых следует уважать, им нужно индексировать пенсии точно так же, как ежегодно пересчитывается минимальная зарплата. Следует убрать эти нереальные тарифы на ЖКХ, тогда не будет многомиллиардных расходов из бюджета на субсидии, не будет сверхприбыли у монополистов, а работающие и пенсионеры смогут сами оплачивать соответствующие счета. В противовес нужно вводить субсидии на лекарства для хронически больных людей, что есть во всех цивилизованных странах мира. Это нужно хотя бы для того, чтобы люди в Украине чувствовали себя людьми. Но решение проблем, кончено, более глубокое – надобно поднимать экономику, а для этого необходимо преобразовать олигархический устрой и устранить коррупцию, перейти к свободному  предпринимательству и конкурентной рыночной системе.

Читайте также по теме