В. Лановой: «Приватизация предприятий АПК будет проводиться по старым схемам»

Кабинет министров Украины постановлением №271 утвердил перечень государственных предприятий, в том числе и в сфере АПК, которые должны быть приватизированы в 2015 году. Согласно документу, всего планируется приватизировать более 300 объектов, из них подчиненных Министерству аграрной политики и продовольствия – 81. В перечне – ГП «Коневодство Украины», за которым числится 40 тыс. га земли, Яготинский сахарный завод, ГП «Чутово», «Агроспецсервис» и другие. При этом, государственные причалы в речных портах Украины могут стать объектами аренды сроком до 49 лет или объектами приватизации.О том, как будут реализованы эти масштабные планы, корреспондент ГолосUA побеседовала с президентом Центра рыночных реформ Владимиром Лановым.

— Владимир, в перечне предприятий, запланированных в 2015 г. для приватизации, есть и владеющие большими земельными ресурсами. Насколько обоснованна их передача в частные руки? 

— Объекты агропромышленного комплекса приватизируются Министерством агрополитики, там действуют старые схемы. Конечно, то, что продаются предприятия с огромными земельными участками — нонсенс. Земля в них не оценена, а просто входит в комплекс, стоимость которого подсчитана по непонятным принципам. Вообще, сохраняются доморощенные, затхлые схемы продажи предприятий в провинции. Таким образом когда-то приватизировали предприятие «Квіти України» в Бориспольском районе Киевщины. Крестьяне считают, что никому до них нет дела, и делят все между «своими». Если бы Фонд госимущества хоть сколько-нибудь прозрачно проводил эту приватизацию…

— А это не так?

— Обычно дают хоть какие-то объявления о проведении конкурсов. А здесь — никого и никаким образом не ставят в известность.

— То есть, Минагрополитики имеет право самостоятельно приватизировать гособъекты?

— Законодательство о приватизации предусматривает множество форм продажи предприятий. Думаю, МинАПК имеет право это осуществлять. И выбирается такой вариант, чтобы никого не информировать о ее проведении, хоть действующий закон и гласит, что объявлять о приватизации следует за три месяца до продажи предприятий. Детали я уточнить не могу, ведь на протяжении всей нашей новейшей истории и ФГИУ, и Минэкономики никого не подпускали к этой отрасли. Она всегда была очень закрытой.

— Правительство декларирует прозрачность и европейский курс. Почему же до сих пор действуют старые схемы приватизации?

— Они очень удобны для чиновников, нелегальные схемы отработаны. Формально все прозрачно, но в действительности — нет. Никаких проверок не осуществляется, общественность не принимает в этом участия. Все по-прежнему делается нецивилизованными, неевропейскими методами. Мы лишь на словах движемся в Европу. Но ведь там приватизационные конкурсы проводятся через шесть месяцев после объявления. Есть и много других отличий: никогда в одни руки не отдают 99% акций предприятия, ведь это создает зависимость. Кроме того, 99% акций не стоят вдвое больше, чем 50+1%. Зачем их отдавать? Можно ведь продавать акции кому-то другому, привлекать массового инвестора, создавая средний класс. А не так, как у нас: в одни руки — сто заводов.

— Кто в Украине может быть заинтересован в приватизации АПК «по старинке»? Кто может купить большие предприятия?

— У нас их продают олигархам. В Украине есть уже четыре-пять миллиардеров, выросших на латифундиях за последние два-три года.

— Могут ли быть заинтересованы иностранные инвесторы в украинских предприятиях АПК?

— Думаю, нет. Технологии настолько устарели, а рынки неразвиты… Иностранных инвесторов могли бы заинтересовать АПК-предприятия «Конти» или «Рошен», где есть новые технологии. А старые сахарные заводы иностранцы вряд ли купят. Однако заинтересованность иностранцев могут вызвать предприятия по производству качественной муки из зерна твердых сортов, которая очень ценится в мире. Поэтому западные инвесторы могут вкладывать в средства в заводы по ее производству, и даже — в предприятия по изготовлению продуктов из такой муки, например, пасты. С первых лет независимости Украины иностранцы проявляли интерес к подобным объектам.

— Кроме приватизации предприятий АПК, собираются сдавать в долгосрочную аренду или продавать и причалы в речных портах…

— Так никто в мире не делает, приватизируют лишь отдельные терминалы. Постоянный экспортер зерна может иметь свой терминал, для лучшей логистики и динамичности бизнеса. Но продавать целые объекты, чтобы потом собственник диктовал условия аренды и пользования, устанавливал свои тарифы — неправильно. Это негативно скажется на желании работать у импортеров и экспортеров.

— Как вы считаете, почему приватизация в Украине продолжает проводиться «по старинке»?

— Объяснение простое: своя рубашка — ближе к телу. Коррупция устраивает всех: и тех, кто покупает на льготных условиях без конкурса, и тех, кто продает, и тех, кто организует этот процесс. Если гражданское общество не победит коррупцию в этой сфере, все останется так, как это есть сейчас. 

Читайте также по теме