В Украине сейчас сложное противоречивое время. Это ощущает каждый. Но голодных бунтов ждать не стоит. Почему реален этот парадокс, в интервью корреспонденту ГолосUA рассказал доктор экономических наук, бывший министр экономики и вице-премьер-министр Украины, президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой.
— Владимир, расскажите, что такое «стратегия борьбы с бедностью» и насколько это важный документ? Или это просто декларация?
— Главное – это правильная характеристика. Вы действительно правильно охарактеризовали этот документ – он действительно декларативный и демагогический. Он направлен на то, чтобы посеять в головах граждан какие-то ожидания, дескать, вот, вам станет жить лучше. Но, нормальное государство от ненормального отличается тем, что оно заботится обо всех своих гражданах – и о представителях среднего класса, и о тех, кто ниже среднего, и, естественно, о бедных.
— Как, собственно, растет благосостояние общества? Что для этого нужно?
— Благосостояние граждан может увеличиваться путем роста производства, чего у нас нет. Когда предприятия производят больше добавленной стоимости, соответственно, у нас за счет реализации таких товаров с повышенной добавленной стоимостью должны увеличиваться поступления в бюджет. Но у нас этого не происходит, потому что у нас бюджет, разнообразные социальные фонды безбожно разворовываются.
Второй путь увеличения общественного благосостояния – это справедливое распределение прибылей. На прибыль имеют право все — и предприятия-монополисты, и население. Скажем, наша колоссальная эпопея с тарифами. Конечно, производитель всегда хочет продавать свою продукцию по ценам как можно выше. Если нет рынка, и возможности купить эту услугу в другом месте по конкурентной цене, естественно, она покупается там, где ее дают. За счет этого происходит огромное искривление в справедливом получении прибыли. Прибыль, по сути, получает только монополист. Ни о каком получении справедливой прибыли населением, в данном случае, или о создании условий для формирования профицитных бюджетов, семейных, в частности, речи не идет. Профицитные бюджеты позволяли бы оставлять населению часть денежных средств у себя на руках после реализации всех текущих нужд, как-то оплата тарифов, продукты питания, и, таким образом, реинвестировать в экономику путем, например, покупки товаров долгого потребления: мебели, автомобилей…К сожалению, наше население лишено сейчас таких возможностей. Реинвестирование в экономику путем накопления денежных средств и реализации их в последующем не происходит.
Третий камень, на котором стоит повышение уровня жизни населения – это налоговая система. В первую очередь, наш налог, который завышает цены абсолютно на все – это НДС. Единственное, что делает он, это вымывает остатки денег у населения, таким образом, не позволяя деньгам накапливаться и увеличивать покупательную способность граждан. У нас вообще не идет речь о справедливой налоговой системе. А создание именно такой системы должно являться задачей и приоритетом правительства.
— А инфляция влияет?
— Безусловно, еще одним фактором, который съедает деньги населения, является инфляция. Показатели инфляции у нас достаточно высокие, в частности, в 2015 году инфляция составила 50%. Факторы инфляции плюс девальвация курса национальной валюты просто уменьшают стоимость денег. Таким образом, за уже полученные деньги, которые фактически уже находятся у него на руках, население может купить меньше.
Итак, в 2015 году инфляция – 50%, а в 2016 году я читаю экономические выкладки, по которым Украина стала первой в Европе страной по темпам снижения уровня жизни населения. Отсюда риторический вопрос – можно ли спрашивать у этого правительства что-нибудь касательно сбережения уровня жизни населения? Это я уже не говорю о его росте. Да, они хотели всех обмануть, навесить на уши макароны. Мы подняли минимальную зарплату в два раза. Такого в истории Украины не было. Среднюю зарплату мы подняли на 20%. Но доходы населения измеряются не в минимальной и средней зарплате, а в реальных величинах.
Более того, говорить о зарплате невозможно без учета доходов всего населения – а это и пенсия, и различные виды социальной помощи. Пенсионеры и инвалиды — в этом секторе вообще происходит постоянное падение уровня доходов, но о них никто не говорит, потому что отечественное правительство пытается заигрывать только с теми, кто активен, только их оно боится, а слабых и беззащитных предпочитает не замечать.
— Сколько бедных должно быть в стране в идеале? И сколько их у нас?
— В период с 2000 по 2009 год мы имели в стране рост доходов населения. Скажем, средняя зарплата в пересчете на курс тогдашней валюты составляла 400 долларов, средняя пенсия – 200 долларов. Сейчас все это упало практически в два раза. Но, что самое важное, в эти годы мы имели прирост рабочих мест в стране, и увеличение количества работающих с 19 миллионов до 20 миллионов. Это значит, что люди реально могли найти себе работу.
Рост экономики в эти годы составлял от 8 до 12%. Тогда никто не говорил о том, сколько людей уезжает. Уезжали и тогда, но такой миграции, как сейчас, не наблюдалось. Таким образом, учитывая все эти цифры, даже без серьёзного макроэкономического анализа, мы можем сделать вывод, что в тот период 15-20% населения можно было отнести к бедным. Сейчас тех, кто живет на среднем уровне – 15-20 %. Бедных же 50-60%. Это критическая масса.
Теперь еще один момент, который поможет разобраться нам, насколько люди стали богаче или беднее – это распределение по субсидиям. Вот все спрашивают, какого уровня должны быть тарифы на ЖКХ, чтобы можно было признать их нормальными и справедливыми. Отвечаю: тарифы на ЖКХ должны быть на таком уровне, чтобы количество субсидиантов, то есть тех, кто не может покрыть эти расходы, составляло 10-12% от населения.
Таким образом у нас сейчас цифры совершенно другие. В результате государственная казна находится под гнетом субсидий, как следствие, правительство всеми способами пытается сократить количество субсидиантов, вводя лимиты, ужесточая условия получения. Оно совершенно ясно понимает, что эти тарифы неподъемные для населения, и эти субсидии неподъемны для бюджета, но продолжает удерживать эти тарифы на прежнем уровне в чьих-то интересах вместо того, чтобы их справедливо пересчитать. 10-12% субсидиантов – это нормальная цифра, а 80-90% населения должны иметь возможность покрывать эти тарифы из заработка. Только тогда можно говорить о том, что экономика функционирует нормально.
— Сейчас в Украине пропасть между богатыми и бедными большая? И насколько люди готовы к массовым протестам?
— Это глобальная проблема, поскольку именно процесс распределения доходов в обществе между богатыми и бедными является основной движущей силой для социального недовольства, а вовсе не инфляция. Безусловно, в нашей сегодняшней действительности есть факторы, которые сдерживают население от глобального протеста. Но те действия, которые предпринимает власть, невозможно охарактеризовать никак иначе, как просто копание себе ямы собственными руками. К слову, за годы украинской независимости у нас выработалась примерная тарифная сетка, когда соотношение зарплаты президента составляло 1 к 20, то есть зарплата президента составляла 20 минимальных зарплат, премьер-министра – 1 к 18, депутатов, министров – 1 к 15. Нынешняя власть разрушила эту сетку своими действиями, и вариант, когда в бедной стране министр поучает 100 минимальных зарплат в качестве оплаты труда, безусловно, усиливает общественное раздражение. Поэтому к какой-то форме социального протеста, несмотря на наличие всех сдерживающих факторов, мы, безусловно, движемся.
— В 2019 году нас жду выборы, и уже сейчас видно, что власть и президент делают акцент на духовные, моральные аспекты жизни общества, вовсе не на экономику. Почему так? У нас все хорошо?
-Выборы – это такая штука, где правят бал простые формулы. Сложные формулы для сторонников той или иной политической силы просто непонятны, им некогда терять время на анализ сложных формул. Выкладки, анализы люди делать не будут. Поэтому сложные экономические программы на массовых выборах работать не будут.
Тут следует вернуться к тому, с чего мы начинали – людей возбуждает несправедливость распределения доходов в обществе. Поэтому, как бы не парадоксально это звучало, любые социальные революции и сдвиги происходят только тогда, когда люди в период роста экономики видят, что доходы в обществе распределяются несправедливо. В качестве примера, наша «оранжевая революция» произошла в год, когда украинская экономика показала самый высокий рост за всю историю независимости, таким образом, революции в бедных странах не происходят, они происходят там, где вместо того, чтобы богатела страна при росте экономики, богатеют представители крупного капитала и бизнеса, инвестируя свои доходы в свой бизнес, но не в повышение зарплат работающих на тех или иных предприятиях людей. Поэтому если у нас продолжит экономика лежать, как дохлое животное, никаких протестов не будет. Потому что любой человек на подсознательном уровне задумается – а что, собственно, делить, если все равно все падает и рушиться.
— А Украина вообще бедная страна или богатая?
— Видите ли, тут долго рассуждать не надо. Мы безусловно бедная страна. Потому что степень богатства страны определяется уровнем потребления ее населения и его текущими финансовыми возможностями. Уровень потребления в Украине падает. Да, у нас есть река Днепр, колоссальные природные ресурсы, но они ничто без главного – без человеческого капитала. Потому что, цитируя Маргарет Тэтчер, «богат не тот народ, который имеет природные ресурсы, а тот, кто имеет умных, мудрых и трудолюбивых людей».
— Ситуацию переломить можно? Люди уезжают, а если не будет рабочих рук, то все наши ресурсы просто разворуют. И что дальше?
— Во-первых, все не уедут. Огромное количество работоспособного населения в стране останется. Другое дело, насколько оно сможет отвечать новым вызовам времени. А эти вызовы – это, прежде всего, переход к цифровой экономике, это переход к разнообразным электронным сервисам. И от того, насколько мы быстро сможем к этому адаптироваться, зависит наше будущее. Но тут есть один факт – нам нужно нормальное правительство, которое будет понимать, какие процессы в экономике происходят и как она функционирует. А правительство может измениться только в результате выборов. Выборы – это чистилище власти. Естественно, если нас лишат под любым соусом возможности выбирать, то ситуация будет стагнировать и не изменится. Вот, например, у нас сейчас все переживают, где найти новые рынки. А, скажем, производство гаджетов для функционирования цифровой экономики – чем не новый рынок? Выходите, осваивайте, работайте. В целом, это нормальная практика, когда на обломках старого возникает новое. Главное, уловить это новое, и пойти вслед за ним.