Наталия Юрчук
11:07 28/07/2014

В.Лапа: «У аграриев есть неделя, чтобы собрать урожай на Донбассе»

Мировые цены на зерно достигли минимума за последние 5 лет. В 2013 году рентабельность производства зерна в Украине в среднем составила лишь 2% — это самый низкий показатель с 1998 года. Эксперты говорят, что в этом году будет так же. ГолосUA расспросил у генерального директора Украинского клуба аграрного бизнеса Владимира Лапы о том, поднимутся ли цены на хлеб и мясо, удастся ли собрать урожай на Донбассе, и какие схемы коррупции крутятся в агросекторе.
   
— Владимир Иванович, какой урожай в этом году ждет украинцев?
— По нашим оценкам, в этом году мы соберем 55 млн тонн прямого урожая, по сравнению с 63 млн. тон пришлого года. Есть проблемы с Крымом, потому что полуостров, по сути, выпал из украинского баланса и проблемы по Донецкой и Луганской области. Если в степных зонах сейчас собрано более 90% ранних зерновых культур, то на востоке страны – это 50-65%. Очевидно, что некоторые посевы останутся несобранными, особенно в тех зонах, где происходит активная фаза полевых работ. В принципе, в этом году, была достаточно неплохая погода. По всей территории Украины, кроме Херсонской области, соблюдалось более-менее нормальное увлажнение грунта. 
 — Удастся ли собрать урожай на Донбассе? Сколько полей оказались под угрозой?
 — На Донбассе были случаи, когда поля не только сжигались, но и по ним ездила военная тяжелая техника, которая просто выдавила зерно. Много полей было заминировано. По нашим оценкам —  это не больше 5% полей. Еще 10-15% полей не будут собраны, потому, что в местах, где ведутся боевые действия, комбайнеров не выпускают в поле. Никто не хочет брать на себя ответственность. Есть много участков, где физически нельзя выехать в поле, но если не собрать урожай на протяжении 1-2 недель, то при дождевой погоде — зерно прорастет полностью, а при сухой погоде – просто будет высыпаться. Здесь ресурс времени – буквально неделя, чтобы собрать урожай на Донбассе. 
 — Молочная отрасль переживает самый большой кризис через закрытие российского рынка. Украинское правительство закупает сухое обезжиренное молоко, но спасает ли это отрасль?
 
— Государство закупает сухое молоко, для того, чтобы поддержать цены на молоко. В принципе, это не привело к тому, что цены на молоко выросли —  это пока что, привело к стабилизации отрасли, но эта стабильность пока не гарантирует доходы. Большинство предприятий работает или в ноль, или даже с отрицательными отметками. Российский рынок молока мы фактически потеряли, через запрет определенных запросов предприятий, а на европейский рынок мы не можем выйти, потому что даже законодательство Верховного Совета не смогло до сих пор принять закон о безопасности и качестве пищевых продуктов. 
— Какой выход из этой ситуации?
— Закон о пищевых продуктах нужно принять для того, чтобы смогли приехать европейские инструкторы и верифицировали нашу систему в качестве безопасности, несмотря на политические и экономические  моменты в стране.  Если традиционно, выход животноводческой продукции на европейский рынок из-за проверок занимает 3-4 года, я думаю, что учитывая ситуацию, в которой находится Украина, можно было бы ставить вопрос, чтобы европейские коллеги более интенсивно проверяли нашу систему и предпринимателей. Тогда и мы смогли получили какую-то отдушину, хотя бы через 6-8 месяцев. Но пока Верховный Совет не принял закон о пищевых продуктах и мы, даже не можем об этом говорить.
— Поднимутся ли цены на основные виды продуктов: хлеб, мясо, молоко?
— Цены на сырое молоко снизились. Если в январе 2014 года молоко покупали за 4-5 грн/л, то сейчас за 3,70 грн/л. Соответственно, здесь оснований для повышения цен, скорее всего нет. Цены на молоко большинство предприятий начнут повышать осенью, ближе к концу календарного года, когда пойдет сезонное уменьшение производства. Но оно не будет существенным. 
Что касается хлеба и всей зерновой группы, то основная волна повышения цен на эту продукцию прошла, когда, из-за девальвации гривны и через экспортные контракты зерно подорожало на внутреннем рынке. С октября прошлого года по май этого года цены на продовольственную пшеницу поднялась с 1600 до 2500 грн за тонну. Сейчас, наоборот, мы видим сезонное снижение цен на мировом рынке. Также влияет фактор постепенного процесса девальвации гривны и внутренний фактор, когда многие хозяйства собрали средства в экономику и вынуждены были продавать зерно. Соответственно, цены на продовольственную пшеницу, наоборот сейчас снизились — до 2200 гривен за тонну. В таких условиях, в перспективе на 3-5 месяцев, оснований для повышения цен на продукты зерновой группы не будет. 
Что касается мяса, то понятно, что мясо подорожало еще зимой, так как 70% составляющего от производства мяса — это зерно, и соответственно, цены на мясо уже повысились. Например, свинина поднялась с 50 до 65 грн за кг. Цены на птицу  выросли с  24 до 30 грн за кг, а говядина в поднялась в пределах 15%. 
Но учитывая то, что зерно дальше не растет в цене, очевидно, что и оснований для дальнейшего роста цен нам мясо нет. 
— Владимир Иванович, приведите примеры коррупции, которые происходят в агросекторе.
— Нас обычно беспокоит система карантинных сертификатов на растения, потому что, учитывая европейский опыт, карантинные сертификаты при внутренних перевозках вообще не выдаются. А в Украине сделали такое законодательство, что у нас каждый район — карантинная зона и куда бы ты ни ввозил зерно, нужно получить карантинный сертификат. 
Но, если вся Украина — карантинная зона, тогда давайте не контролировать внутренние перевозки, а будем проверять на входе и на выходе, о чем говорит  опыт Европейского Союза. Было очень много случаев, когда вызвать карантинного инспектора, при перевозке автомобилем зерна, непосредственно в порт, не так просто. Потому что, во-первых —  инспекторов ограниченное количество и во-вторых – это просто физически невозможно. Зерно приезжает в порт, и нам говорят: «У вас нет карантинного сертификата, давайте каким-то образом решать вопросы». 
Сломать всю систему и поменять всех людей — не реально. Просто надо отменить обязательную выдачу карантинных сертификатов при внутренних перевозках. 
Также у нас остается вопрос по заключению договоров на аренду земли государственной собственности. После того, как эта функция была передана на Госземагентство —  это превратилось в бюрократическую схему. Все договоры заключались на местном уровне, а потом их передали на центральный аппарат, где рассматривают договора до того времени, пока соглашение аренды не заканчивается. И следующий день, прокуратура уже об этом узнает, приезжает в хозяйство и говорит, мол, у вас нет оснований для обработки земли и это злоупотребление с вашей стороны. 
К сожалению, такая чрезмерная централизация управления государственными землями еще не отменена, хотя в Верховном Совете зарегистрировано 4 законопроекта, о передаче распоряжения землями государственной собственности на уровне местных общин. Мы надеемся, что в ближайшее время, хотя бы один из них будет поддержан. 
Основные коррупционные схемы по государственной инспекции качества, которые были раньше, уже ликвидированы законодательством. Инспекция придумала специальный инструмент, что при подключении в реестр зерновых складов нужно проходить проверки, но там при прохождении проверок также возникают вопросы. Этот вопрос надо решать путем коммуникации.
— Справляется ли Министерство аграрной политики со своими обязанностями и в какой состоянии сейчас находится аграрная политика?
— То, что мы видим на протяжении последних лет — это девальвация роли министерства и отсутствие аграрной политики в Украине. Если говорить о предложениях аграриев, то мы их знаем, артикулирует, разрабатываем законопроекты, общаемся с народом, депутатами, ищем различные форматы поддержки. 
В частности, мы активно вмешивались в состав рабочей группы по разработке пакета пищевого законодательства, хотя формально, он проходил под эгидой министерства аграрной политики. Реальное привлечение специалистов от министерства там было минимальным, но, по крайней мере, это  была целая платформа, для принятия необходимых решений. По другим вопросам, мы не видим совпадение позиций с министерством агрополитики, так как в основном, мы занимаемся вопросами дерегуляции, а чиновник, разумеется, очень неохотно отдает свои регуляторные функции. 
На самом деле, мы сильно пострадали, после того, как был не найден общий язык с менеджером министерства, ведь мы так или иначе выходим на парламентские площадки, артикулирует свои позиции, четко показываем, что это в интересах области. И все же, мы видим, хоть и с большими задержками, что эффективность работы Верховной Рады оставляет желать лучшего. Сейчас надеемся, что на повестку дня поставят закон о пищевых продуктах — это один из базовых законов, для того, чтобы Украина попала на рынки ЕС. И если не будет поддержки со стороны министерства, мы будем работать в автономном режиме.

Читайте также по теме