Увлекшись сенсационными новостями о падении курса рубля по отношению к доллару и евро, мы как-то подзабыли о собственных экономических проблемах. Между тем, Национальный банк Украины установил на 17 декабря 2014 г. официальный курс валюты США на уровне 1577,8907 грн за 100 долларов. В то же время, по сообщениям в СМИ, на «черном рынке» один доллар уже продают за 25 гривен. О том, какой может быть дальнейшая судьба украинской нацвалюты, корреспондент ГолосUA побеседовала с экс-руководителем группы советников НБУ Виктором Лисицким.
— Виктор Иванович, наряду с падением курса рубля, в очередной раз начала сдавать позиции и гривна. Некоторые аналитики прогнозируют, что к Новому году курс нацвалюты опустится ниже 20 грн. за доллар США. Случится ли это?
— Динамика курса гривны по отношению к доллару не может иметь разительных отличий от того, что происходит в России. Вернее, может иметь, но это не очень желательно.
— Почему?
— Если гривна по отношению к рублю начнет укрепляться, это ослабит позиции нашего экспорта в Россию и усилит позиции российского импорта в Украину. Это – совершенно однозначно, и является одним из постулатов макроэкономики. Гривна тоже «поползет» вниз, исходя из этой логики.
В то же время падение курса гривны – явление, имеющее две стороны, так же, как и все в жизни человека и общества. Конечно, это – большие неприятности для тех, кто брал валютные кредиты. Таких кредитов, если их перевести в гривны, у нас – на десятки миллиардов. Многие брали заимствования по курсу восемь, а есть еще и те, кто до сих пор отдает кредиты по курсу 5 гривен за доллар. Как людям возвращать их теперь? Далеко не все могут покрыть долг перед банком за счет своих гривневых заработков, не выросших или увеличившихся, но не в такой степени. Это – очень неприятная сторона вопроса. Государству нужно срочно найти какое-то решение этой проблемы. И оно не может быть простым.
— Вы считаете, что у роста курса доллара есть и позитив?
— Да, сильное укрепление нацвалюты, безусловно, приносит выгоду экспортерам и ослабляет позиции импортеров. Кто у нас больше всего экспортирует? Горно-металлургический комплекс и сельхозпроизводители. То есть, фактически, они получают поддержку. А что мы импортируем? Самая болезненная статья – это газ. С этим возникнут определенные трудности. Учитывая, как сейчас к нам относится Европа и мир, это может немного их смягчить. К тому же, в будущем должны сработать меры по экономии, сокращению потребления газа.
Если изучить динамику работы нашей промышленности в гривнах – она довольно неплохая. Деньги у бизнеса, у наших «воротил» есть, правда, не у всех бизнесменов. Да, в машиностроении отмечается падение объемов реализации. Но если взять промышленность в целом, заметен рост объемов реализации, в гривнах. И у тех трудящихся, кто работает в «благополучных» отраслях, особых проблем с получением зарплат быть не должно.
— Верны ли прогнозы о том, что гривна еще до Нового года упадет ниже 20 грн за доллар?
— Я не исключаю такого сценария.
— Затем последует период «затишья», каникул. Каких цифр в обменниках можно ожидать после его завершения?
— Если Россия изменит тактику своего поведения в отношении Украины и продемонстрирует это конкретными действиями, то, конечно, может начаться постепенное укрепление гривны. Но, подчеркиваю, это – процесс двоякий. Сегодня наши экспортеры получили не то, чтобы дотацию, но – большие гривневые поступления.
— Что до этого простым украинцам?
— У нас в горно-металлургическом комплексе занято около 300-400 тысяч человек.
— Как это скажется на бюджете 2015 года?
— Конечно, это повысит поступления в бюджет. Но, в то же время, проблема возврата платежей по внешним долгам обострится.
— То есть, из одного бюджетного «кармана» просто переложим деньги в другой? И на выходе, в лучшем случае, получим ноль?
— Как это сбалансируется – никто сейчас не может толком сказать. Запад говорит, что он нам даст деньги, но только после реформ. А какие реформы будут – пока неясно.
Сначала, после Майдана-2014, мы ждали, что «бандиты будут сидеть в тюрьмах», этого не произошло. Сейчас, уже месяцев восемь-девять мы ждем, когда же начнутся реформы? Пока этого не произошло, только на бумаге записали. Я недавно просто вышел из себя во время встречи в Американской торгово-промышленной палате, когда зашла речь об этом. Ведь сейчас много говорят о малом бизнесе, поддержке села, но практически ничего не делается. От этого всего и будет зависеть дальнейшая судьба гривны.