В 2016 году коммунальные тарифы будут меняться не менее трех раз: с 1 марта — на свет, с 1 апреля — на газ, с 1 сентября — снова на электроэнергию. Ближайшее подорожание электроэнергии состоится с 1 марта 2016 го: за 1 кВт / ч придется платить 0,57 гривны (при потреблении до 100 кВт / ч) и 0,99 гривны (при потреблении более 100 кВт / ч), а уже с 1 сентября 2016 за 1 кВт / ч — 0,714 гривны (при потреблении до 100 кВт / ч) и 1,29 гривны (при потреблении более 100 кВт / ч). 1 марта 2017 должно состояться последнее из запланированных повышений цен: за 1 кВт / ч придется платить 0,9 гривны (при потреблении до 100 кВт / ч) и 1,68 гривны (при потреблении более 100 кВт / ч). Пересмотр тарифов на газ запланирован с 1 апреля 2016-го. При этом может быть введена обязательная абонплата в размере 17-29 гривен ежемесячно, даже если потребитель не использует голубое топливо, но подключен к сети. О том, к чему приведет новый рост тарифов, кореспондент ГолосUA беседовала с бывшим правительственным секретарем, экономистом Виктором Лисицким.
— Виктор Иванович, имеет ли государство право повышать тарифы?
— Перед тем, как повышать тарифы, наши «вожди» должны были бы представить хоть какое-то обоснование этих расчетов. Могу привести свой личный пример: за централизованное отопление нашей квартиры в Киеве площадью 83 кв.м собирались с нас получить 1300 грн. Простые расчеты показывают: это все равно, что платить за отопление дома метражом 150-200 кв. м. У меня такое подозрение, что эти цифры «взяты с потолка». А если я не хочу платить такие суммы, предположим, буду жить в одной комнате и отапливать ее тепловентилятором? Почему такой возможности нет? Практически нет и компании по установке соответствующих счетчиков. Если власть собирается наводить порядок в сфере ЖКХ, должна была, в первую очередь, представить обоснование этим цифрам, во- вторых — предложить всем желающим установить счетчики. Но ничего этого нет.
-Насколько повышение тарифов адекватно экономической ситуации в стране, уровню доходов людей?
-Когда я слышу разговоры о повышении тарифов, у меня складывается впечатление, что власть путем бесконечного латания финансовых «дыр» думает как-то решить вопрос сбалансированности экономики. Ведь что делается: условия зарабатывания денег в Украине не улучшились, а, наоборот, ухудшились. Имею в виду условия ведения бизнеса, торговли и так далее. При этом, если пройтись по обычным розничным рынкам — минимум полгода назад там резко уменьшилось количество покупателей и продавцов. Хотя на этих базарчиках продается картошка, лук, другие овощи, а не шведский виски, например. Из самых «изысканных» продуктов там только бананы. Люди продают то, что вырастили, работают маленькие фирмы. Но — упал спрос на самое необходимое. То есть, у людей стало значительно меньше денег, их бюджет «сжался». Если бы речь шла об обуви или телевизорах, еще можно было бы игнорировать снижение спроса. Однако люди вынуждены резко сократить потребление самого необходимого.Если проанализировать статистику НБУ, динамику денежной массы, это подтверждается: у нас денежная масса почти не растет, при огромной инфляции. На руках у трудящихся, грубо говоря, в полтора раза меньше денег. И в этих условиях опять ставить вопрос о поднятии тарифов — по-моему, просто безрассудный шаг.
— К чему это может привести?
— Молодежь сейчас активно выезжает за границу. У меня были беседы с коллегами из Хмельницкой области и других регионов, примыкающих к Польше. Они рассказывают, что поляки открывают бесплатные курсы языка, совершенно официально, работают с молодежью. При этом, количество трудоспособных людей за годы независимости уменьшилось примерно на 5 млн. Но не думаю, что будут взрывы, бунты против повышения тарифов. Украинцы уже показали за последние два года, что умеют как-то «сжиматься», самоорганизоваться. И, «скрипя зубами», ругая власть, тем не менее не выходят на улицы. Но Украина будет постепенно превращаться в аграрно-сырьевую державу.
— Есть ли альтернатива повышению тарифов, выход из ситуации?
— В таких условиях, по примеру других стран власть должна стараться сделать все, чтобы улучшить условия зарабатывания людьми денег. То есть, для реального, на деле, развития бизнеса. Когда-то известный экономист Марек Домбровски (один из «отцов» польских реформ — ред.) вместе с Лешеком Бальцеровичем (экс-министр финансов Польши — ред.) проводили реформы. Когда мы встретились с Домбровски в 1995 году, он мне сказал: «Мы малому бизнесу разрешили почти все». Это то, что должна была бы иметь Украина, претендующая стать рыночным государством. А у нас сокращение малого бизнеса развернулось давно, еще в году 2011, сейчас малого и среднего бизнеса становится все меньше, многие миллионы людей теряют заработок. И говорить: «А теперь давайте вы будете платить в три раза больше за коммуналку», — в этих условиях недопустимо. Считаю, что главная ошибка нынешней команды власти — они не уделяют серьезного внимания улучшению условий ведения бизнеса. При этом, применяется принцип равенства налогообложения всех отраслей, но современные экономики регулируются совсем по-другому. Ведь в сельском хозяйстве воспроизводственный цикл — минимум три года. Да и малый бизнес почти во всех странах, включая Бангладеш, имеет свою специальную систему регулирования.
— При таком подходе, экономический кризис будет и далее нарастать?
— Совершенно верно, я не вижу перспектив роста. Тот же Абромавичус (министр экономики Айварас Абромавичус, написавший заявление об отставке — ред.) говорит, что в этом году перспектива роста ВВП — 1%. Ничего не было сделано в отношении реформирования экономики. Как же тогда можно настолько повышать тарифы?