- Национальная филармония Украины торжественно открыла свой 150-й юбилейный сезон. Он начался концертом Академического симфонического оркестра под руководством лауреата Национальной премии им. Т. Шевченко М. Дядюры, презентацией памятной серебряной монеты и открытием фотовыставки, рассказывающей об истории и современности Национальной филармонии. О начале концертной деятельности заведения, некоторых интересных моментах из его славной истории и новинках юбилейного сезона корреспондент «ГолосUA» интересовался у художественного руководителя Национальной филармонии, народного артиста Украины, профессора Владимира Лукашева.
- — Владимир Анатольевич, заглянем в историю. С чего начиналась деятельность главной филармонии страны 150 лет назад?
- — Отсчет концертных сезонов нашего музыкального заведения, а оно старейшее в столице, начался с создания Киевского отделения Императорского музыкального общества, к появлению которого имели отношение такие известные в то время общественные деятели и музыканты, как Н. Лысенко, М. Богданов, П. Селюцкий и Г. Пфенниг. Это было в 1863 году, тогда концертная деятельность еще имела более стихийный характер, а вот с появлением этого общества начались первые организованные концерты. Хотя надо сказать, что в Киеве, который в те времена был достаточно крупным промышленным городом, жила очень интеллигентная и духовно воспитанная публика. В городе было много меценатов — они часто приглашали известных музыкантов, поддерживали создание культурных учреждений, различные акции. Вспомним хотя бы знаменитые Киевские контракты, на которые ежегодно приезжали гастролировать известные европейские звезды: братья Венявские, Ференц Лист, скрипач Липинский и другие. Также для создания филармонии в свое время очень много усилий приложил Николай Витальевич Лысенко. Еще в 50-е годы позапрошлого века он был одним из организаторов кружка "Филармоническое общество" , поэтому именно его бюст теперь украшает парадную лестницу внутри филармонии и главный концертный зал также носит имя этого прославленного украинского композитора-классика.
- — А как появилось это роскошное здание, в котором сейчас находится филармония?
- Это сооружение также имеет не менее интересную и важную историю. Его спроектировал по заказу Киевского купеческого собрания известный киевский архитектор Владимир Николаев, занимавший должности киевского городского и епархиального архитектора. А построили его всего за один сезон в 1882 году, хотя в это и трудно поверить. Здание действительно очень роскошное, к тому же имеет чрезвычайную акустику. Николаев не только в совершенстве знал законы акустики как архитектор, но и был человеком музыкально одаренным. Через несколько лет после строительства Купеческого собрания академик архитектуры В.Николаев стал одним из членов директората Киевского музыкального общества. А здесь, в купеческом клубе еще с начала 90 — х годов XIX века проходили концерты камерной музыки, организованные этим обществом. Кстати, в этом помещении выступали известные украинские музыкальные деятели и мировые звезды ХIХ и ХХ веков: Р. Глиэр, А. Скрябин, С. Рахманинов, Г. Майборода, Б.Лятошинский, Н. Рахлин, Л. Ревуцкий, И. Шамо, Л. Бернстайн, Л. Коган, Ф. Лист, С.Лемешев, С. Рихтер, М. Ростропович и многие другие. Но Купеческое собрание просуществовало до 1919 года, а затем в этом помещении был и Пролетарский дом искусств, и Дом политического образования, а также Дворец пионеров и октябрят.
- — Просто чудо, что это сооружение уцелело, когда весь Крещатик был разрушен и сожжен во время последней войны…
- — Да, оно хоть и было повреждено, но не критично. Во время оккупации Киева в доме бывшего Купеческого собрания расположился немецкий офицерский клуб. После войны ее немного подремонтировали и она снова стала главным концертным залом украинской столицы. А в 1962 году здесь даже широко отмечались 120-летие со дня рождения и 50-я годовщина со дня смерти Н. Лысенко, тогда же Колонному залу Киевской государственной филармонии было присвоено его имя. Но страшные времена для филармонии наступили в 80-х годах, когда произошло несколько крупных аварий в помещении. Во время одной из них воды подземной реки, протекающей под зданием, затопили подвалы, а по стенам пошли огромные трещины. Так пропали уникальные архивы и одна из лучших нотных библиотек. Было понятно, что косметическим ремонтом не отделаться. Здание нужно было немедленно спасать, хотя были такие мысли, что его нужно снести, а на его месте построить что-то новое. Но, слава богу, что это не произошло и в Киевском горисполкоме нашлись умные люди, которые поддержали идею нашего директора Д. Остапенко по реставрации и реконструкции этого исторического сооружения, которое уже тогда имело статус памятника архитектуры.
- — Много ли изменений внесли эти преобразования и не потеряла ли от этого филармония?
- — Восстановленный Колонный зал имени Лысенко был вновь открыт в декабре 1996 года. После почти 10 лет забвения киевляне увидели роскошное помещение в новых одеждах, но и внутри изменился интерьер — он стал более изысканный. Еще появились античные статуи из настоящего каррарского мрамора, за которым мы специально ездили в Италию, а выполнил их наш украинский, очень талантливый и тогда еще молодой скульптор Василий Корчовый. Значительные работы были проведены и для укрепления фундамента, реконструкции некоторых помещений, их отделки и современного оснащения. В результате филармония возродилась как птица Феникс из пепла, но родившись вторично — стала еще лучше. В частности, у нас появилась возможность установить настоящий орган — его выполнила на заказ очень известная швейцарская органная фирма «Шпет». Мы построили небольшую студию звукозаписи и теперь имеем возможность записать любой концерт, проходящий в наших стенах. Появились новые возможности и для современных световых эффектов. А главное реставраторам удалось сохранить уникальные акустические свойства Колонного зала, хотя во время ремонтных работ была немного приподнята крыша.
- Поэтому, если суммировать работу по реконструкции здания Национальной филармонии, можно говорить, что наша столица получили сооружение, поднявшее имидж города и государства в целом. Ведь слава о нашей филармонии звучит далеко за пределами Киева. К нам охотно приезжают выступать известные музыканты и исполнители со всего мира. Они очень любят наш зал, говорят, что здесь такая акустика, что они как будто "купаются" в музыке …
- — Наверное, нынешняя филармония славится не только, так сказать, стенами..?
- — За эти годы нам удалось сформировать очень крепкий состав из профессиональных музыкантов и исполнителей, которые, по моему мнению, приумножают славу украинской национальной культуры . В 1995 году был создан Симфонический оркестр Национальной филармонии Украины, который стал гордостью нашего заведения. Сегодня этот коллектив объездил с гастролями почти все континенты, его постоянно приглашают на различные фестивали и конкурсы. А в 2000 году Национальная филармония впервые в истории Украины получила культурный грант от правительства Японии, благодаря которому мы приобрели великолепный концертный рояль и музыкальные инструменты для нашего оркестра.
- У нас есть много интересных проектов, это и традиционный цикл концертов «Вечера украинской музыки. Наследие и современность», ежегодные фестивали «Владимир Крайнев приглашает», «Виртуозы планеты», хор- фест «Златоверхий Киев». Нами был основан фестиваль гитарной музыки и Международный конкурс гитаристов, международный конкурс пианистов памяти Владимира Горовца. Цикл народного артиста Украины и нашего знаменитого дирижера Романа Кофмана «Украинский авангард», которые вместе с уже традиционными фестивалями «Киев Мюзик Фест» и «Музыкальные премьеры сезона» позволяют охватить наше отечественное композиторское пространство в его многогранном разнообразии. Также у нас традиционно ежегодно проходит Международный музыкальный фестиваль «Киевская весна», который представляет украинское музыкальное искусство в контексте искусства разных европейских стран.
- Отмечу, что творческая жизнь нашей филармонии тесно интегрирована в мировое музыкальное пространство благодаря интенсивному плодотворному сотрудничеству с посольствами иностранных государств и их культурными представительствами.
- — А какие интересные мероприятия запланированы на юбилейный 150-й концертный сезон ? Чем собираетесь удивить киевских меломанов…
- — Ежегодно мы выпускаем специальный буклет с подробной информацией на новый музыкальный сезон. И на этот раз юбилейный буклет получился очень яркий и насыщенный. Обо всем рассказывать нет смысла, могу посоветовать нашим поклонникам следить за афишами филармонии, потому что ярких исполнителей и концертов будет достаточно и на любой вкус. Это и классическая музика, и джазовые вечера, и современные интерпретации европейской классики, и фестивальные события. Скажем, уже в этом году приедут выступать к нам всемирно известные звезды: пианист Олег Полянский, джазовый квартет «Дарио Пинелли и Бинарио Свинг» из Италии, грузинская пианистка Элисо Вирсаладзе, известный скрипач Гидон Кремер, органист и пианист Алексей Любимов и многие другие исполнители.
- Я вам так скажу , что Национальная филармония благодаря такой целенаправленной своей деятельности в поисках лучших мировых исполнителей и неповторимых концертных программ не имеет проблем с публикой. К счастью, те времена, когда концертные залы были полупустыми, давно прошли. С одной стороны, наши люди стали ценить живую музыку, понимать ее. А с другой — это заслуга филармонии, которая приобрела имидж культурного центра Европы. И это совершенно соответствует такой формулировке, потому что здесь вся вселенная, и все лучшее, что есть в отечественном музыкальном творчестве: музыканты, исполнители, хоровые, оркестровые и ансамблевые коллективы и репертуар. То есть, у нас есть что предложить поклонникам высокого музыкального искусства и с радостью ждать их на наших концертах.