В.Лукашев: «Здание Национальной филармонии Украины чуть было не снесли под новое строительство»

Национальная филармония Украины торжественно открыла свой ​​150-й юбилейный сезон. Он начался концертом Академического симфонического оркестра под руководством лауреата Национальной премии им. Т. Шевченко М. Дядюры, презентацией памятной серебряной монеты и открытием фотовыставки, рассказывающей об истории и современности Национальной филармонии. О начале концертной деятельности заведения, некоторых интересных моментах из его славной истории и новинках юбилейного сезона корреспондент «ГолосUA» интересовался у художественного руководителя Национальной филармонии, народного артиста Украины, профессора Владимира Лукашева.
— Владимир Анатольевич, заглянем в историю. С чего начиналась деятельность главной филармонии страны 150 лет назад?
— Отсчет концертных сезонов нашего музыкального заведения, а оно старейшее в столице, начался с создания Киевского отделения Императорского музыкального общества, к появлению которого имели отношение такие известные в то время общественные деятели и музыканты, как Н. Лысенко, М. Богданов, П. Селюцкий и Г. Пфенниг. Это было в 1863 году, тогда концертная деятельность еще имела более стихийный характер, а вот с появлением этого общества начались первые организованные концерты. Хотя надо сказать, что в Киеве, который в те времена был достаточно крупным промышленным городом, жила очень интеллигентная и духовно воспитанная публика. В городе было много меценатов — они часто приглашали известных музыкантов, поддерживали создание культурных учреждений, различные акции. Вспомним хотя бы знаменитые Киевские контракты, на которые ежегодно приезжали гастролировать известные европейские звезды: братья Венявские, Ференц Лист, скрипач Липинский и другие. Также для создания филармонии в свое время очень много усилий приложил Николай Витальевич Лысенко. Еще в 50-е годы позапрошлого века он был одним из организаторов кружка "Филармоническое общество" , поэтому именно его бюст теперь украшает парадную лестницу внутри филармонии и главный концертный зал также носит имя этого прославленного украинского композитора-классика.
— А как появилось это роскошное здание, в котором сейчас находится филармония?
Это сооружение также имеет не менее интересную и важную историю. Его спроектировал по заказу Киевского купеческого собрания известный киевский архитектор Владимир Николаев, занимавший должности киевского городского и епархиального архитектора. А построили его всего за один сезон в 1882 году, хотя в это и трудно поверить. Здание действительно очень роскошное, к тому же имеет чрезвычайную акустику. Николаев не только в совершенстве знал законы акустики как архитектор, но и был человеком музыкально одаренным. Через несколько лет после строительства Купеческого собрания академик архитектуры В.Николаев стал одним из членов директората Киевского музыкального общества. А здесь, в купеческом клубе еще с начала 90 — х годов XIX века проходили концерты камерной музыки, организованные этим обществом. Кстати, в этом помещении выступали  известные украинские музыкальные деятели и мировые звезды ХIХ и ХХ веков: Р. Глиэр, А. Скрябин, С. Рахманинов, Г. Майборода, Б.Лятошинский, Н. Рахлин, Л. Ревуцкий, И. Шамо, Л. Бернстайн, Л. Коган, Ф. Лист, С.Лемешев, С. Рихтер, М. Ростропович и многие другие. Но Купеческое собрание просуществовало до 1919 года, а затем в этом помещении был и Пролетарский дом искусств, и Дом политического образования, а также Дворец пионеров и октябрят.
— Просто чудо, что это сооружение уцелело, когда весь Крещатик был разрушен и сожжен во время последней войны…
— Да, оно хоть и было повреждено, но не критично. Во время оккупации Киева в доме бывшего Купеческого собрания расположился немецкий офицерский клуб. После войны ее немного подремонтировали и она снова стала главным концертным залом украинской столицы. А в 1962 году здесь даже широко отмечались 120-летие со дня рождения и 50-я годовщина со дня смерти Н. Лысенко, тогда же Колонному залу Киевской государственной филармонии было присвоено его имя. Но страшные времена для филармонии наступили в 80-х годах, когда произошло несколько крупных аварий в помещении. Во время одной из них воды подземной реки, протекающей под зданием, затопили подвалы, а по стенам пошли огромные трещины. Так пропали уникальные архивы и одна из лучших нотных библиотек. Было понятно, что косметическим ремонтом не отделаться. Здание нужно было немедленно спасать, хотя были такие мысли, что его нужно снести, а на его месте построить что-то новое. Но, слава богу, что это не произошло и в Киевском горисполкоме нашлись умные люди, которые поддержали идею нашего директора Д. Остапенко по реставрации и реконструкции этого исторического сооружения, которое уже тогда имело статус памятника архитектуры.
— Много ли изменений внесли эти преобразования и не потеряла ли от этого филармония?
— Восстановленный Колонный зал имени Лысенко был вновь открыт в декабре 1996 года. После почти 10 лет забвения киевляне увидели роскошное помещение в новых одеждах, но и внутри изменился интерьер — он стал более изысканный. Еще появились античные статуи из настоящего каррарского мрамора, за которым мы специально ездили в Италию, а выполнил их наш украинский, очень талантливый и тогда еще молодой скульптор Василий Корчовый. Значительные работы были проведены и для укрепления фундамента, реконструкции некоторых помещений, их отделки и современного оснащения. В результате филармония возродилась как птица Феникс из пепла, но родившись вторично — стала еще лучше. В частности, у нас появилась возможность установить настоящий орган — его выполнила на заказ очень известная швейцарская органная фирма «Шпет». Мы построили небольшую студию звукозаписи и теперь имеем возможность записать любой концерт, проходящий в наших стенах. Появились новые возможности и для современных световых эффектов. А главное реставраторам удалось сохранить уникальные акустические свойства Колонного зала, хотя во время ремонтных работ была немного приподнята крыша.
Поэтому, если суммировать работу по реконструкции здания Национальной филармонии, можно говорить, что наша столица получили сооружение, поднявшее имидж города и государства в целом. Ведь слава о нашей филармонии звучит далеко за пределами Киева. К нам охотно приезжают выступать известные музыканты и исполнители со всего мира. Они очень любят наш зал, говорят, что здесь такая акустика, что они как будто "купаются" в музыке …
— Наверное, нынешняя филармония славится не только, так сказать, стенами..?
— За эти годы нам удалось сформировать очень крепкий состав из профессиональных музыкантов и исполнителей, которые, по моему мнению, приумножают славу украинской национальной культуры . В 1995 году был создан Симфонический оркестр Национальной филармонии Украины, который стал гордостью нашего заведения. Сегодня этот коллектив объездил с гастролями почти все континенты, его постоянно приглашают на различные фестивали и конкурсы. А в 2000 году Национальная филармония впервые в истории Украины получила культурный грант от правительства Японии, благодаря которому мы приобрели великолепный концертный рояль и музыкальные инструменты для нашего оркестра.
У нас есть много интересных проектов, это и традиционный цикл концертов «Вечера украинской музыки. Наследие и современность», ежегодные фестивали «Владимир Крайнев приглашает», «Виртуозы планеты», хор- фест «Златоверхий Киев». Нами был основан фестиваль гитарной музыки и Международный конкурс гитаристов, международный конкурс пианистов памяти Владимира Горовца. Цикл народного артиста Украины и нашего знаменитого дирижера Романа Кофмана «Украинский авангард», которые вместе с уже традиционными фестивалями «Киев Мюзик Фест» и «Музыкальные премьеры сезона» позволяют охватить наше отечественное композиторское пространство в его многогранном разнообразии. Также у нас традиционно ежегодно проходит Международный музыкальный фестиваль «Киевская весна», который представляет украинское музыкальное искусство в контексте искусства разных европейских стран.
Отмечу, что творческая жизнь нашей филармонии тесно интегрирована в мировое музыкальное пространство благодаря интенсивному плодотворному сотрудничеству с посольствами иностранных государств и их культурными представительствами.
— А какие интересные мероприятия запланированы на юбилейный 150-й концертный сезон ? Чем собираетесь удивить киевских меломанов…
— Ежегодно мы выпускаем специальный буклет с подробной информацией на новый музыкальный сезон. И на этот раз юбилейный буклет получился очень яркий и насыщенный. Обо всем рассказывать нет смысла, могу посоветовать нашим поклонникам следить за афишами филармонии, потому что ярких исполнителей и концертов будет достаточно и на любой вкус. Это и классическая музика, и джазовые вечера, и современные интерпретации европейской классики, и фестивальные события. Скажем, уже в этом году приедут выступать к нам всемирно известные звезды: пианист Олег Полянский, джазовый квартет «Дарио Пинелли и Бинарио Свинг» из Италии, грузинская пианистка Элисо Вирсаладзе, известный скрипач Гидон Кремер, органист и пианист Алексей Любимов и многие другие исполнители.
Я вам так скажу , что Национальная филармония благодаря такой целенаправленной своей деятельности в поисках лучших мировых исполнителей и неповторимых концертных программ не имеет проблем с публикой. К счастью, те времена, когда концертные залы были полупустыми, давно прошли. С одной стороны, наши люди стали ценить живую музыку, понимать ее. А с другой — это заслуга филармонии, которая приобрела имидж культурного центра Европы. И это совершенно соответствует такой формулировке, потому что здесь вся вселенная, и все лучшее, что есть в отечественном музыкальном творчестве: музыканты, исполнители, хоровые, оркестровые и ансамблевые коллективы и репертуар. То есть, у нас есть что предложить поклонникам высокого музыкального искусства и с радостью ждать их на наших концертах.

Читайте также по теме