С понедельника, 9 ноября, украинские больницы не проводят плановые операции, а перешли только на лечение ургентных больных и пациентов с COVID-19. Об этом сообщил заместитель министра здравоохранения, главный санитарный врач Украины Виктор Ляшко. ГолосUA решил разобраться, почему государство лишает граждан права на медицинскую помощь, расспросив об этом президента Благотворительного фонда — «Помощь онкобольным детям», врача, кандидата медицинских наук Валентину Маркевич.
— Валентина, в стране из-за роста заболеваемости коронавирусом отменили плановые операции. Как вы можете это прокомментировать?
— Ограничение украинцев в получении медицинской помощи является нарушением Конституции. Какая бы ни была ситуация в стране, плановые операции необходимы. Некоторые люди ожидают несколько месяцев трансплантацию органов, хирургического вмешательства из-за онкологического заболевания или операции на щитовидной железе. Поэтому ограничение прав граждан на медицинскую помощь незаконно. Людей просто лишают помощи.
— Почему в стране растет заболеваемость на коронавирус?
— В Украине уже свыше 10 тысяч заражений за сутки. Это свидетельство того, что санэпидслужба не работает. В частности, люди, получившие положительные ПЦР- тесты, не остаются на самоизоляции. Они не получают документа о том, что из-за положительного теста на коронавирус должны оставаться дома. Такие пациенты продолжают ходить на работу и посещать рестораны, заниматься бизнесом и общаться с большим количеством людей. Это приводит к тому, что мы не ограничиваем передачу вируса, и распространение коронавируса происходит гораздо быстрее, чем было запланировано. Люди, в случае подтверждения позитивного теста на COVID-19, должны подписывать бумагу о том, что они обязуются остаться на самоизоляции. Этого никто не делает. Также пациентам должны выдавать контакты врача, к которому они могут обратиться за помощью по месту жительства даже если с ним не подписана декларация. Сейчас медучреждения без деклараций должны оказывать медпомощь.
Кроме того, у нас ограничено тестирование на COVID- 19. Мы четко не знаем, сколько у нас заболевших. У нас есть только фиксируются случаи, выявленные во время ПЦР- тестирования. В сутки проводится только 50 тысяч тестирований. Кроме того, фиксируются случаи, когда у пациента ПЦР-тест отрицательный, хотя по всем клиническим признакам он должен быть положительным. Такой пациент с пневмонией попадает в терапию, инфицируя других пациентов и сотрудников клиники. В целом, мы неправильно подходим к эпидемиологической ситуации в стране. Не ограничиваем контакты больных, не выявляем инфекцию на ранних стадиях, что приводит к таким печальным последствиям.
— Почему ПЦР-тестирование не всегда «распознает» коронавирус?
— Из-за некачественных тестов или неправильного тестирования. В нашей стране тест на коронавирус нужно делать на голодный желудок. Также нельзя чистить зубы и полоскать рот за четыре часа до тестирования.
— Поможет ли карантин выходного дня снизить заболеваемость?
— Карантин выходного дня и остальные ограничительные мероприятия не дадут нужного эффекта. Ведь многие люди с положительным ПЦР-тестом продолжают ходить на работу. В целом мы не имеем четкой эпидемиологической ситуации. Никто не отслеживает передвижение и контакты пациентов с коронавирусом. Мы рассчитываем на то, что гражданин будет себя ограничивать в контактах, находясь на самоизоляции. На практике этого никогда не происходит. У нас даже нет доступа к семейным врачам. Из-за роста заболеваемости семейным врачам невозможно дозвониться. У пациентов нет возможности получить медицинскую помощь. В некоторых случаях люди со всеми симптомами коронавируса ждут результаты ПЦР–теста неделю. Возникает вопрос, что всю неделю делать пациенту.
— В Минздраве заявили, что переходят на второй этап реагирования на коронавирус и будут увеличивать число «ковидных» коек. Можно ли их удвоить, не отбирая у других пациентов?
— Дополнительные койки для коронавирусных больных в некоторых регионах начали разворачивать еще с сентября. В частности, они появились в тубдиспансерах. Данные койки не влияют на проведение плановых операций. Забирать койки у людей, которые должны были пройти плановые операции, недопустимо. На сегодняшний день пациенты, которые стоят на очереди по замене клапана сердца, ждут операцию уже несколько месяцев, так как в передовых институтах произошло массовое инфицирование сотрудников. Нельзя забирать койки, которые предусмотрены под проведение плановых операций. Нужно просто открывать дополнительные госпитали. Для людей, ждущих плановую операцию, каждый день промедления подобен смерти.
— Если не предпринять необходимые меры, украинцам стоит готовиться к медицинскому коллапсу?
— Будет полнейший коллапс. Перейдем к третьему и четвертому уровню, когда будем просто выбирать, кому оказывать медицинскую помощь, а кому нет, как это было в Италии. У нас прекрасные врачи, но нет правильного подхода к лечению коронавируса. Минздрав должен был продумать этот вопрос.