Олег Пономарёв
17:05 21/11/2013

В. Матвеев «Эрмитаж вряд ли когда-то привезет свои экспозиции в Украину»

Эрмитаж – это не только жемчужина Санкт-Петербурга, но и крупнейшее хранилище мирового достояния, бесценных сокровищ, собранных по всему земному шару за минувшие несколько столетий и даже тысячелетий. По залам музея можно ходить затаив дыхание часами, днями и неделями, но так и не раскрыть всех его тайн. О том, чем сегодня живет и «дышит» музей, какие несметные богатства скрыта от посетителей в недрах фондов и увидят ли когда-то жители Украины хоть толику из сотен тысяч произведений высочайшего искусства, в эксклюзивном интервью ГолосUA рассказал заместитель генерального директора Государственного музея «Эрмитаж» по выставкам и развитию, кандидат искусствоведения Владимир Матвеев.
Владимир Юрьевич, говорить о ценности коллекций, представленных в Эрмитаже – нет смысла. А что является гордостью вашего музея?
Я думаю, в равной степени придется говорить блоками. Несомненно, это наши археологические коллекции, это результат действий многих и многих поколений археологов большой страны – Российской империи, то, что потом стало Советским Союзом, а сегодня России. Втрое, конечно, это картинная галерея. Назовем не просто: произведения искусства, а именно, как картинная галерея. За этим, огромнейшее собрание, колоссальное собрание графики. Столь же интересной, если не менее интересной, чем собрание произведений живописи. Но оно обречена, быть менее видимой, и обречена, быть более скромной, так как не может, находится на постоянных экспозициях. Наравне с живописью, графика является для нас неисчерпаемым источником выставок. Совсем недавно в Вильнюсе у нас прошла выставка графического собрания 16 века в очень хорошем художественном музее. И вот сейчас я буду улетать в Екатеринбург, где мы открываем чудесную графическую выставку. Просто удивительную графическую выставку. И далее, я конечно должен сказать и о коллекции прикладного искусства: о западноевропейском, о русском. Но у нас есть и другие пласты, вековые культурные. Это и огромная коллекция произведений Древней Греции и Рима. Если говорить о Греции, то это предметы из колоний на берегах Черного моря – те территории, на которых вы сегодня живете – Украина. И это памятники высочайшего художественного значения. Еще одна коллекция, которая меряется не в миллионах, а в тысячах, но, тем не менее – это памятники исламской культуры. Ведь вы знаете, что Россия – это одна из исламских стран. Стран, где представлена и православная и исламская культуры. Россия — страна, в которой есть и буддизм. Поэтому у нас представлена и буддистская культура. У нас очень интересный нумизматический департамент – целое государство в государстве. И если говорить, что самое главное в Эрмитаже, то это именно разнообразие и диапазон.
Показать публике все сокровища Эрмитажа практически невозможно. Что сегодня скрыто от глаз людских в запасниках музея?
А вот здесь ваш вопрос расслаивается. В 2003 году мы открыли первую очередь нашего фондохранилища в Старой деревне. От этого места, (Зимний дворец, — прим. авт.), 12 км на север и сегодня это комплекс из семи зданий, сейчас строится еще и, кажется, там уже третья очередь появляется. И это крупнейшее фондохранилище в мире, где коллекции хранятся, но их можно увидеть. У посетителей есть возможность увидеть именно хранилища Эрмитажа. Например, там у нас представлена коллекция карет, русской и западноевропейской мебели.
То есть, для тех, кто считал Эрмитаж сугубо комплексом Зимнего дворца, подобное станет открытием…
Сегодня Эрмитаж – это и здание Главного Штаба, последние несколько лет оно находилось в реставрации и буквально 2 месяца назад строители начали сдавать нам этот комплекс и туда переезжают коллекции прикладного искусства 19-21 веков и художественные произведения, как западноевропейские, так и русские. Там у нас появится музей Фаберже. Там же находятся залы и современного искусства. Далее, как я уже упомянул, это комплекс фондохранилища в Старой деревне, еще у нас есть Меньшиковский дворец и Музей Императорского фарфорового завода. Кроме этого, у нас есть Эрмитажные центры в Казани, Выборге, а за рубежом. Основной и действующий – это Амстердам. И это все Эрмитаж!
К сожалению, культура и искусство в Украине приоритетной сферой не является и зачастую финансируется из госбюджета по остаточному принципу. Может ли Эрмитаж пожаловаться на отсутствие к себе, внимая со стороны государства?
Мы музей Государственный и до тех пор, пока мы им являемся, я не могу сказать, что государство нам как-то мешает. Это было бы неправдой. Ситуация за последние 20 лет изменилась, так как времена у нас были более тяжелые. Если говорить о дне сегодняшнем, то от 2/3 до 3/4 нашего бюджета – это средства государства. Но каждый год за эти рубли мы сражаемся. Каждый год мы представляем свои проекты, каждый год нас стараются ужать и принцип финансирования я бы назвал не остаточным, а недостаточным. И достоинство культуры заключается в том, что она никогда не кричит: «Хватит! Нам больше денег не надо». Наоборот, у нас потребностей больше, чем выделяется средств и это хорошо. Если говорить не о бюджетных средствах. То кроме выставочных каких-то проектов или платы за право публикаций, принципиально важное место занимают средства, поступающие от друзей Эрмитажа. А друзей у Эрмитажа много. Как формальных, так и не формальных. Сегодня эти общества представлены в Нидерландах. Великобритании, США, Канаде и не так давно – в Италии. Чаще всего они нам помогают деньгами на реставрационные работы или на приобретение коллекций. Или. Например, компания «Самсунг». Она ежегодно нам дарит плазменные панели. Я не говорю, что нам их не хватает, но мы их активно используем. При этом. Я всегда стою на том, что в Эрмитаже должно оставаться и место для демонстрации подлинных произведений.
Раз мы уже заговорили о высоких технологиях, насколько далеко в Эрмитаже зашли в использовании современных технологий и допустимы ли в высоком искусстве современные технологии мультимедиа?
У нас не виртуальный музей, а как раз реальный. У нас есть два мощных ресурса – официальный сайт Эрмитажа и сайт, созданный и ведомый журналистами пресс-пула Эрмитажа. И. в первую очередь, это место для более углубленной работы с регионами России. Что касается музея. То меня раздражает любая панель, появившаяся в экспозиционном пространстве. Но надо научится и мы пытаемся. Где-то это отстаивается, где-то режет глаза и отодвигается в сторону и принимать это «вторжение», как инсталляцию современного искусства.
А в 2013 году чем-то новым коллекция Эрмитажа пополнилась?
Вот вы журналисты любопытные. Я вас скажу. Что в концу года у нас будет новое в коллекции, ва вот что – не скажу. Но эту изюминку мы держим на самый последний день года. 31 декабря, в 12 часов, мы встречаемся с журналистами и показываем им самые интересные приобретения Эрмитажа за минувший год. Вещи должны быть экстраординарными , чтобы войти в коллекцию.
Когда украинская публика сможет увидеть экспозиции Эрмитаже в Киеве, Донецке, Одессе и других городах?
Не знаю… Мы ничего не планируем. Вы думаете, мы сидим и думаем, кому бы это показать? Другой спросит – а где мы на это деньги возьмем? Третий – а кому это все надо? Кто-то нас об этом попросил? Вот в Амстердаме открыли выставку. Там мы их постоянно проводим.
Балуете вы Голландию…
Почему балуем?! Вы посмотрите, сколько мы создали друг другу проблем, когда провели границы между нашими странами и народами. Теперь одни живут за границей, другие за счет границы: таможенники и чиновники, которые решаю – «одних мы пустим, а других не пустим». Да это все наша земля. Снимите эти границы и масса народу останется без работы, но тогда все станет намного проще.

Читайте также по теме