«Киевпастранс” с 28 ноября поднимает стоимость проезда в маршрутках: тариф на перевозку, составлявший 3-4 гривны, будет повышен от 50 копеек до одной гривны. Как пояснили в “Киевпастрансе”, на маршрутах с тарифами в 3-4 гривны предприятие работает на грани рентабельности. "Это приводит к отсутствию средств на обновление подвижного состава, и КП "Киевпастранс" может постепенно потерять позиции на рынке пассажирских перевозок в режиме маршрутного такси", — подчеркивается в сообщении.
-Виктор, допустимо ли поднимать цены на проезд в киевских маршрутках?
-Экономическая целесообразность, может быть, в этом и есть. Но важно другое: общественный транспорт выполняет, прежде всего, социальную функцию. И, соответственно, если доходы населения не растут, а именно это и происходит сейчас, транспортные расходы не могут быть с опережающим ростом. Да. повышение цен на проезд может быть и адекватным — ведь все цены растут. Но не мешало бы перед этим провести индексацию доходов населения.
-Выгодно ли «Киевпастрансу», заявляюшему об убыточности перевозок, такое повышение цен?
-Сказать сложно. Могут поднять цены на 20%, но потерять в деньгах за счет снижения пассажиропотока — люди просто станут ездить меньше. Что приведет к еще большему уменьшению рентабельности маршрутов перевозок.
-Неужели рентабельность повышения стоимости проезда не просчитывается заранее?
-Какие-то расчеты, наверное, проводят. Но и без этого перевозчики надеются, что такая мера сработает. Получить данные, насколько это подействует, можно только экспериментальным путем. Поэтому расценки на транспортные расходы повышаются понемногу, поэтапно, процентов на десять за раз. 50 копеек — сумма довольно незначительная, а резкий рывок цен вызовет мгновенное существенное снижение пассажиропотока. Что-то похожее происходит с тарифами на железнодорожные перевозки.
-Эксперты утверждают, что городские власти должны бороться с ростом цен на проезд в маршрутках при помощи рыночных инструментов…
-Перспективное направление, которое следует развивать — это не маршрутки, а коммунальный транспорт. Себестоимость проезда в любом большом автобусе намного ниже — и по трудозатратам, и по бензину, и по амортизации. В то же время, при достаточном количестве больших автобусов уменьшается количество пробок, увеличивается комфорт перевозок, снижается цена проезда. Но для этого нужно производить в Украине эти самые автобусы, трамваи и троллейбусы, государство обязано инвестировать средства в такие программы. Тогда и цены в транспорте будут низкими.
Очень важное направление, которое необходимо развивать — электротранспорт. В Киеве количество трамваев уменьшает, но, в идеале, их число должно увеличиваться. Ведь цена электричества вдесятеро ниже, чем бензина и дизтоплива. К тому же, трамвай — очень надежный вид транспорта, ведь никто не слышал об авариях трамваев без участия другого вида транспорта. Поэтому нужно «поднимать» трамвайные, троллейбусные перевозки, строить новые линии метро.
-Какой город мира мог бы стать примером для Киева в вопросе развития коммунального транспорта?
-Киев можно сравнить с Парижем — по масштабу, объему, площади. В городах-миллионниках предпочтение должно отдаваться электротранспорту. Если в Киеве этот вид перевозок будет достаточно развит, маршрутки не смогут с ним конкурировать.