Марина Иванова
07:00 22/08/2016

В. Медведь: «Рост стоимости проезда метро вдвое взвинтит цены в наземном транспорте»

В коммунальном предприятии "Киевский метрополитен" допускают подорожание проезда в три раза в 2017 году. Об этом заявил главный экономист КП Максим Демченко. "На сегодняшний день говорить о повышении тарифа на проезд в метро нельзя. Но наше предприятие находится в условиях некоторых законодательных изменений, связанных с государственным урегулированием тарифов на электроэнергию, когда Кабинет министров Украины отменил свое распоряжение, которое позволяло использовать энергию для предприятий городского электротранспорта по тарифам, установленных для населения", — рассказал он. Демченко пояснил, что, начиная с 2017 года, метрополитен перестанет платить за электроэнергию по тем ставкам, что платит население. И власти вернутся к пересмотру тарифов. О реальных причинах и последствиях роста цен на проезд в киевском метро корреспондент ГолосUA узнавала у  директора консалтинговой компании William invest expert Виктора Медведя.

Виктор, насколько актуально повышение цен на проезд в киевском метро?

— Это повышение не имеет никакой актуальности, потому что нет увеличения роста доходов населения. При этом, увеличение роста стоимости проезда в метро в определенном временном промежутке приведет к падению доходов метро: люди станут меньше пользоваться этим видом транспорта. Есть такое понятие — «эластичность спроса и предложения». На каком-то этапе можно поднимать стоимость услуг и будет рост доходов, а на каком-то нельзя. Ведь использование такси в складчину будет дешевле, чем проезд в метро. Что касается оснований по себестоимости, их нет, так как общая инфляционная ставка и по прошлому, и по нынешнему — до 30%. Поэтому, если и должно быть повышение цены проезда в метрополитене из-за инфляционных факторов, оно не может быть больше 30%. Даже если инфляция превысит эту отметку, транспортные услуги, в особенности предоставляемые государством или муниципалитетом, не могут превышать роста доходов населения.

— Почему тогда в КП «Киевский метрополитен” делают подобные заявления?

— Там сидят чиновники, которые пришли «заработать» денег, а, точнее, их украсть. Чем больше «зайдет» в метро средств, тем больше они смогут их оттуда вывести. Размер их желаний соответствует этим параметрам. Власть ведет себя сегодня достаточно брутально. Подобные ситуации демонстрируют подход власти, как беспредельно-вандальский. Ведь совсем недавно цена проезда в метро была увеличена вдвое, а доходы населения выросли за это время на 20% в номинальных цифрах, а в реальных упали на 70%.

— Но недавно появилась информация, что доходы «Киевского метрополитена» в 2015 году выросли…

— Ключевая позиция в вопросе о метро, на которую нужно обратить внимание: себестоимость проезда состоит из заработной платы, которая у сотрудников метрополитена при последнем подорожании проезда вдвое не выросла. Вторая составляющая — энергоносители, ведь метро использует электричество. А третья — обслуживание, услуги подрядчиков и так далее, но это имеет малое значение в структуре себестоимости. Основные составляющие структуры себестоимости проезда, ни зарплата, ни стоимость электроэнергии, не увеличились в два раза. И на следующий год в КП «Киевский метрополитен» нет плана увеличить зарплату втрое, да и не запланирован рост стоимости электроэнергии в три раза. Поэтому «хотелки» с неадекватным увеличением стоимости проезда — действия монополиста. Здесь желательно было бы увидеть реакцию Антимонопольного комитета Украины. И, вообще, все повышения предприятия-монополисты должны были бы согласовывать с АМКУ, но он ведет себя, как «свадебный генерал», хотя у его есть все полномочия. Реально, АМКУ любые такие «хотелки» может очень жестко пресечь. Уместным было бы, чтобы Антимонопольный комитет поинтересовался правомерностью повышения роста стоимости проезда в метро даже с двух до четырех гривен. Уверен, что и для этого не было оснований. Это может быть и своеобразный ход — заявить об увеличении цены проезда втрое, а потом поднять ее с четырех до шести гривен. Шесть гривен — это же не двенадцать. Очень часто такие психологические модели используются для повышения цен.

— Если это решение будут «продавливать», есть ли у городской общины какие-то рычаги, чтобы не допустить подобного?

— Бойкот, игнорирование.

— Киевлянам придется перестать пользоваться метро?

— Да. К примеру, когда работники выходят на забастовку, это не означает, что они не хотят работать. Это показывает, что они не согласны с какой-то позицией руководства. Так же и здесь. Логично было бы организовать бойкотирование метро в какой-то день или время, в определенные часы, чтобы показать недовольство киевлян. Тогда будет соответствующая реакция правительства. А если люди готовы платить, значит, принимают это, их все устраивает. Ведь четыре гривны за жетон платят. Мы заслуживаем то, что имеем.

— Может ли рост стоимости проезда в метро привести к подорожанию других видов транспорта?

— Да, это произойдет. Если метро, как самый дешевый транспорт, подорожает, автоматически  вырастут и цены в наземном транспорте. Думаю, не менее, чем вдвое. Да и услуги такси повысятся не менее, чем вдвое. Ведь метро осуществляет львиную долю перевозок, но более комфортно ездить на такси, чем на метро, правда? Даже трем людям достаточно сброситься по 12 гривен, чтобы поехать кататься по Киеву. А если ездить на такси ежедневно, с таксистом можно договориться еще дешевле. Так что подорожание метро приведет к повышению спроса на другие виды транспорта, что приведет к повышению цены.

Но для полного покрытия спроса на перевозки в столице объема основных средств на наземном транспорте недостаточно, чтобы заменить метро. Если раньше какие-то станции метро переставали работать, всегда организовывали дополнительные рейсы наземного транспорта. Так что все это приведет к увеличению стоимости проезда в наземном транспорте.

Читайте также по теме