Разговоры о повышении тарифов на проезд в общественном транспорте в Киеве уже долгое время витают в воздухе. Как заявил первый замглавы Киевской городской госадминистрации Николай Поворозник, решение о повышении стоимости проезда в общественном транспорте Киева должно пройти четыре процедуры и лишь тогда оно получит одобрение городских властей. Невзирая на то, что многие компании переводят сотрудников на удаленную работу, вопрос того, сколько придется платить при заходе в маршрутку или троллейбус остается актуальным для большинства жителей столицы. О том, насколько повышение тарифов оправдано, как сильно будут повышены цены и какую роль в этом процессе сыграла пандемия коронавируса, журналисту издания ГолосUA рассказал руководитель аналитического центра «Призма», экономический эксперт Виктор Медведь.
— С чем связана главная необходимость повышения тарифов на проезд в киевском общественном транспорте?
— Сейчас есть объективные факторы для повышения тарифов за проезд, а именно увеличение стоимости энергоносителей и увеличение заработной платы. Соответственно, объективным является увеличение стоимости транспортных затрат и стоимости билетов приблизительно на том уровне, на который идет увеличение расходов на энергоносители и заработную плату. Приблизительно, это порядка 15-30%.
В свое время городская власть затянула, не подняла стоимость, и теперь объективно, что стоимость тарифа на 50% больше, чем сегодняшняя цена. Лично я думаю, что цена будет повышена не меньше, чем на 30%.
— Каких видов транспорта в первую очередь коснется повышение тарифов?
— Такого, чтобы повышение тарифов сперва коснулось только одного вида общественного транспорта, а со временем и остального, — не будет. Сразу повысится стоимость проезда и в подземном транспорте (то есть, метро), и всего наземного — автобусы, троллейбусы, трамваи, маршрутные такси.
— Какую роль в повышении транспортных тарифов сыграла пандемия? В частности, последний локдаун?
— Пандемия и объявленные с связи с ней локдауны разумеется сыграли свою роль. Были накоплены долги, поскольку коммунальный транспорт выполнял ряд указаний, которые были связаны с обеспечением санитарных норм. Кроме того, существовала проблема нагрузки транспорта, когда в условиях пандемии одно место занималось, другое не занималось. Не стоит также забывать, что транспорт во время последнего локдауна вообще передвигался по городу практически пустым.
Правильнее было бы компенсировать эти долги за счет средств Фонда по борьбе с COVID-19, но так как ничего не было компенсировано, то все теперь ложится на плечи потребителей.
— Можно ли ожидать какого-либо компромиссного решения, которое помогло бы не превратить тарифы в тяжкое бремя?
— Ключевая задача заключается в повышении тарифов не более, чем на 30%. Но вполне возможно, что повышение будет и более ощутимым. Киевская власть хотела поднять более чем на 50%.
— А при каких обстоятельствах возможно повышение тарифов больше, чем на 50%?
— Это будет зависеть исключительно от политической воли местной власти. Никакие другие факторы здесь не влияют.
— Как будут повышаться тарифы на разные виды транспорта? Где они будут выше, где ниже?
— Это также зависит от политической воли властей. В связи с этим нет никакой возможности предвидеть, каким видом транспорта будет выгоднее пользоваться после повышения тарифов.
— Спровоцирует ли повышение тарифов опустение общественного транспорта? Не станут ли киевляне меньше им пользоваться?
— Люди не станут меньше пользоваться общественным транспортом, поскольку дорожают цены на все его виды. Соответственно, альтернативного решения проблемы передвижения по городу не будет.
— Когда следует ожидать повышения тарифов?
Ждать осталось недолго. Этот вопрос будет решен в ближайшие несколько месяцев.