Перевозчики заявили, что до конца этого года проезд в маршрутках снова подорожает. Повышать стоимость в Киеве и пригороде начнут постепенно. В среднем проезд в маршрутках до конца года будет стоить примерно 8-9 гривен. ГолосUA решил разобраться, не является ли подорожание проезда прихотью, и желанием зарабатывать больше или же это действительно экономически необходимо? Об этом – наш разговор с экспертом по вопросам транспорта Виктором Медведем.
— Виктор, не говорит ли повышение стоимости на проезд о том, что в Киеве есть «маршруточная мафия»?
— Можно это назвать и так. Мафия в переводе с итальянского означает семья. В нашей стране во всех отраслях существует семейный подряд в рамках коррупционной системы. Все так построено, что приходит новый руководитель департамента транспорта и под его связи и взаимоотношения выстраивается рынок. На самом деле конкурентных условий на рынке транспортных перевозок в столице, как и в других городах, нет. В большинстве случаев происходит фальсификация результата конкурса и лоббирование своих компаний, либо прямое участие за счет оформления транспортных средств на родственников. К примеру, экс-губернатор Кировоградской области владеет массой транспортных компаний, которые работают на него. Если глубоко капнуть, то повышение стоимости связано с властью. Соответственно возникает вопрос: заинтересована ли власть в объективной и низкой рентабельности данных перевозок? Конечно, — нет, так как это удар по их карману.
— Какой будет стоимость проезда в столичных маршрутках?
— По некоторому транспорту от 7 до 9 гривен с начала 2018 года. Стоимость проезда вырастет по одной из причин — из-за повышения цен на запчасти и топливо. Вторая – продолжение коррупционной нагрузки и развитие коррупционного давления для максимальной реализации прибыли.
— Если убрать коррупционную составляющую, то какая реальная стоимость проезда в общественном транспорте?
— Та, которая есть сейчас — от 5 до 7 гривен. Вопрос в том, что данная цена формировалась давно, еще год назад. Соответственно никто не будет уже занижать или оставлять стоимость проезда такой же. Поднятие цены до 9 гривен – прямое завышение стоимости проезда.
— Многие перевозчики жалуются на убыточность, так ли это?
— Если бы данная сфера была убыточной, у нас бы массово сокращалось количество перевозчиков. Этого на сегодняшний момент не происходит. Поэтому отрасль пассажирских перевозок не является убыточной, при нынешних условиях она генерируют 30% годовых чистой прибыли.
— На ремонт и строительство дорог в 2018 году хотят выделить 46,7 миллиардов гривен. Хватит ли этих денег?
— Нет. На сегодняшний день необходимая сумма составляет 1,5 триллиона гривен. Сорок шесть миллионов хватит на поддержание текущего уровня аварийности, то чем и занимался Кабмин Гройсмана в текущем году. Они львиную долю денежных средств вложили в ремонт действующих дорог. Стало меньше ям, но долгосрочность таких работ очень низкая, потому что процент износа больше, чем процент строительства. У нас есть 167 тысяч километров межобластных дорог и при том типе эксплуатации, который у нас есть – это 10 лет максимум. Ежегодно 116 тысяч километров дорог нужно менять. В среднем на это нам необходимо 160 миллиардов в год только на ремонт. У нас есть в следующем году на эти нужду только 47 миллиардов, в эту сумму входит обслуживание кредитов ЕБРР и так далее. Поэтому от данных 46 миллиардов останется только 20… В итоге мы получим от необходимых 160 миллиардов только чуть больше 10%. Должна быть очень серьезная государственная программа, но в этом направлении никто не работает.
— Появятся ли в Украине дороги, как в Германии?
—Для проекта строительства дорог в Украине нам не нужно внешнее финансирование, все можно делать внутри Украины, только за национальную валюту. Это проводить в рамках программы обеспечения роста ВВП. Если мы реализуем данный проект, то он может быть полностью покрыт внутренними экономическими ресурсами Украины, и дать еще возможность расти другим отраслям. Данная программа очень длительная по срокам, на нее потребуется не менее 20 лет. Только в таком случае украинские дороги можно будет сравнить с немецкими или сделать покрытие еще лучше, по более новым технологиям. Все это зависит от заинтересованности власти, которая пока ее не показывает.
— Как вы относитесь к идее платных дорог в нашей стране?
— Негативно. Государство настолько себя отстранило от экономического сектора, что еще отдать монопольные определенные структуры – это не правильно. Идея платных дорог банально простая – взять землю, договориться и построить любую платную дорогу. Главное, чтобы частная дорога выступала альтернативой государственной. У нас же в стране людей просто лишат права выбора. То есть государственные дороги сделают частными, и тем самым залезут к гражданам в карман. Стандартная схема обворовывания.