По словам председателя Государственного агентства автомобильных дорог Украины Сергея Подгайного,в привязке к ценам 2015 года ориентировочная нормативная стоимость 1 километра автомобильной дороги I-й категории составляет от 70 до 100 млн грн, реконструкции — 40-80 млн грн, капитального ремонта 20-30 млн грн, текущего среднего ремонта — 8-12 млн грн. «В условиях дефицита средств наиболее эффективным и экономически выгодным считается текущий средний ремонт. Он позволяет избавиться от основных дефектов покрытия на длительный период. Учитывая изношенное состояние дорожной сети, целесообразно ремонтировать таким образом хотя бы 10 тыс. км в год, что требует ежегодного финансирования отрасли на уровне 100 млрд грн », — подчеркнул глава Госагентства.О том, почему украинские дороги до сих пор пестрят ямами, корреспондент ГолосUA расспросила директора консалтинговой компании William invest expert Виктора Медвидя.
-Виктор, чем объясняется столь плачевное состояние украинских дорог? Недавно активисты провели довольно показательный флешмоб, высадив в ямы прямо посреди дороги у столичного завода «Арсенал» весенние цветы. Люди просто уже не знают, как справиться с этой проблемой…
-Причина отвратительного состояния наших дорог достаточно ясна — нет финансирования, оно просто не выделяется. На капитальный ремонт дорог, в целом в Украине, необходимо 800 миллиардов гривен. А у нас запланировано примерно 50 жалких миллиардов. Да и то, большая часть их суммы уходит на выплату кредитов, взятых ранее «Укравтодором». При этом, на строительство дорог расходуют около 10 миллиардов гривен. А это — 3% от необходимого объема средств.
-В то же время, после запрета коммунистической символики придется переименовать огромное количество улиц и даже городов…
-Это — популистские заявления. Переименовывать что-то можно, было бы только бесплатно. Думаю, эти инициативы останутся без реализации, потому что на их финансирование тоже нет денег. Заявлять о подобном легко, но делать — гораздо сложнее. А у нас большая часть законов не работает, начиная от конституционной нормы о бесплатной медицине…
-Государственное агентство автомобильных дорог Украины озвучило стоимость ремонта дорог, в «привязке» к новым ценам. Насколько эти данные соответствуют действительности?
-И завышенные цены, и злоупотребления, и несоблюдения технологий при ремонте и строительстве дорог у нас присутствуют. В целом, около 70% средств, выделяемых на дороги из госбюджета, используется неэффективно. Половина разворовывается, половина — «испаряется» в связи с несоблюдением технологий.
-Глава Госагентства отметил, что государство не в состоянии обеспечит расходы, необходимые на приведение украинских дорог в надлежащее состояние…
-Государство вполне в состоянии профинансировать ремонт дорог. Просто это должно быть в списке приоритетов. На «Евро-2012» «раздерибанили» 100 миллиардов гривен, 60 миллиардов из них — государство. Если бы эти деньги пошли на строительство дорог, мы бы уже получали налоговую эффективность в размере 30 миллиардов в год. За три года это — «плюс» 100 миллиардов. По состоянию на 2015 год, уже можно было отремонтировать половину дорог, а за последующие пять лет — остальные. Просто нет приоритетов, нет и реальной работы. А деньги есть.
-Объясните, пожалуйста, почему вы так считаете?
-Должен быть государственный проект, госпрограмма. А деньги на нее может напечатать НБУ, под производство, тогда не будет инфляции — как это делается во всем мире. Часто во время кризиса и стагнации именно таким способом и спасают экономику, осуществляя большие инфраструктурные проекты. Дороги в США, Германии были построены во время очередных кризисов. К тому же, в результате могут появится новые рабочие места, в том числе, и в смежных отраслях, доходы и прибыль. Речь идет о миллионах рабочих мест, что позволило бы полностью решить проблему безработицы.
-Кто этим должен заниматься?
-В первую очередь, Кабинет министров, который запускает программу, проводит нужные конкурсы. Парламент должен принять соответствующие законы, НБУ — напечатать деньги под эту программу. Все очень просто, на самом деле.
-Применяются ли какие-то импортные компоненты или материалы в дорожном строительстве?
-Их можно покупать за границей втридорога, но у нас в Украине все для этого есть. Однако, чиновникам выгодно воровать, и они получают откаты. Ведь деньги, выводимые за рубеж, сложно контролируются финмониторингом и всеми остальными структурами. А если нанимают иностранную компанию, как это было с частично отремонтированным Проспектом Победы в Киеве — такие работы обходятся втридорога.
-Государство обещает лишь ликвидировать 40% ямочности на дорогах…
-Даже этого они сделать не смогут.