Мария Мамаева
12:00 16/02/2014

В. Медвидь: В нашей банковской системе невыгодно связываться как с кредитами, так и с депозитами

Жажда быстрой наживы всегда толкала людей на незаконные поступки, различные махинации. Однако в наше смутное время мошенничество в сфере финансов стало просто массовым явлением. Так, уже никто не застрахован от того, что в "одно прекрасное утро" может оказаться обладателем непомерного кредита или лишиться собственной квартиры, машины. Причем, очевидно, что этому способствует не только бездеятельность контролирующих органов, но и их явная заинтересованность в подобных преступлениях.   О том, где и каким образом чаще всего можно попасться на крючок аферистов, ГолосUA рассказал директор консалтинговой компании "Вильям инвест эксперт" Виктор Медвидь. 
— Виктор, расскажите,  где и каким образом украинцы страдают от уловок мошенников?
— В Киеве и областных центрах — Донецке, других городах-миллионниках. Во-первых, там очень большие обороты проходят, большой наплыв людей. В маленьких городах этого нет, потому что все друг-друга знают и подозрение вызывает любой незнакомый человек. Если по потребкредитованию — это все связано, в большинстве случаев, с оформлением кредитов в магазинах. А если мы говорим о глобальном, большом мошенничестве, то это, понятно, наши отечественные предприятия, банки, учредителями которых в той или иной форме являются наши соотечественники. 
— Кто чаще страдает от махинаций с финансами — банки или все-таки граждане?

— Дело в том, что институт кредитования — это многолетняя структура, и в банковских рисках забиты все эти потери, поэтому банк в 90% случаев никак не может пострадать. Так разработана система. А вот ущерб, который банки наносят населению, юридическим лицам, — это глобальный вопрос. Само украинское государство пострадало на десятки миллиардов (гривен — ред.) от потери депозитов ряда банков в 2008-2009 годах, и не понятно зачем сам Нацбанк делает рефинансирование коммерческим банкам. Получается, что сначала  он их не контролирует, потом они разворовывают депозиты, а потом НБУ якобы помогает гражданам, а фактически — коммерческим структурам, кредитуя деньгами налогоплательщиков. 

— А как же те случаи, когда кредит берут физические лица по подложным документам, украденному паспорту и т.д.?

— Это точечное мошенничество, которое легко раскрывается. Другое дело, что никому не приятно ходить и доказывать свою непричастность к этим вопросам. Но опять же — эти махинации возможны только в сговоре с банковскими служащими. Когда приходит человек с чужими документами или копиями и получает кредит, то сотрудник банка явно не компетентен или коррумпирован. Скорее всего, последнее. 

— Какие категории граждан чаще становятся жертвами аферистов?

— Часто втягивают студентов, безработных. Предлагают "подзаработать": нужно только взять паспорт, прийти подписать бумаги и получить 100 долларов. Есть два таких резонансных случая по Запорожью. Там люди наркозависимые выступили за 100 долларов поручителями при ипотеке, и теперь у них забирают квартиры, в которых, причем, живут их родители, дети. И доказать их правоту в данном случае очень тяжело процессуально. 

— Что нужно делать человеку, ставшему жертвой финансовой аферы?
/> — Прежде всего, нужно обращаться к юристам, вырабатывать позицию, и дальше обращаться уже в правоохранительные органы, милицию, с письмами в банк, к ипотекодержателю, к третьей стороне, в суд, прокуратуру. Это большая головная боль, потому что нужно устанавливать факты и так далее. Без надлежащего опыта и образования человеку в такой ситуации тяжело добиться результата. Тем более, что по нынешнему Уголовному кодексу все заявления вносятся в реестр (досудебного расследования — ред.), и, по сути, сроков для рассмотрения этих жалоб не установлено. Получается, что ваше заявление завизировано, и вы можете много лет ждать результатов. Поэтому лучше вообще не связывать в нашей системе ни с депозитами, ни с кредитами. 

Читайте также по теме