С начала 2021 года в Украине трудно найти жилищно-коммунальную услугу, на которую не вырос тариф. Растет цена газа и тепла, отменен льготный тариф на электроэнергию, вырос тариф на транспортировку газа. Власть, видя недовольство людей и тарифные протесты по всей стране, приняла символическое решение ограничить цену газа до 6,99 гривен за кубометр. Скидка совсем небольшая, но даже при этой цене украинский потребитель продолжает переплачивать, организуя сверхприбыли для газовых компаний. Ситуацией с другими тарифами власть заниматься не собирается. Тем временем в парламентской фракции партии «Оппозиционная платформа – За жизнь» предложили 5 шагов, которые необходимо сделать для выхода из сложной тарифной ситуации. Это отказаться от сотрудничества с МВФ, который выставляет требования по газу и тарифам, вернуться к вопросу 25-процентной скидки на российский газ, собрать Верховную Раду для рассмотрения мер, которые приведут к снижению тарифов, создать парламентскую группу по спасению ситуации с тарифами и вернуть государству лицензии, которые были выданы частным компаниям на добычу нефти и газа. В интервью ГолосUA ситуацию с тарифами анализирует народный депутат Украины от «Оппозиционной платформы – За жизнь», член комитета Верховной Рады по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг Владимир Мороз.
– Владимир Викторович, насколько обоснован рост тарифов в Украине, который произошел с начала нового года?
– Начнем с электроэнергии. Тот тариф, который 1,68 гривен за 1 кВт-ч, сегодня обосновывается НКРЭКУ, но, как по мне, это полнейшая профанация. Отменяя льготный тариф на электрическую энергию, не были учтены незащищенные слои населения. Не были учтены те компенсаторы, которые должны существовать для пенсионеров, социально уязвимых категорий населения. Это мы видим по государственному бюджету, который был принят на 2021 год. Уменьшено количество семей-получателей субсидий и вполовину урезаны льготы и субсидии.
– Отменив льготный тариф на электроэнергию, повысили тариф не только для того населения, которое старалось потреблять до 100 кВт-ч и платить по 90 копеек, но и отменили льготы для многодетных приемных семей, для людей, которые живут возле атомных электростанций. Следовательно, социальная составляющая вообще никак не учтена и не будет учитываться?
– Я с вами солидарен в этом вопросе. Когда собирался Кабинет министров 28 декабря, когда они голосовали за эти постановления, они вообще не вспомнили об этих людях. Будем исходить из тех регионов, где встает солнце. Это Донбасс. Та сторона, где сегодня еще идут боевые действия. Та сторона, где нет сегодня рабочих мест, та сторона, где сегодня 7 лет уже нет газа. Сейчас в многоквартирных домах там стоят буржуйки. Можете представить: люди отапливаются пеллетами, дровами. Ни в Минрегионе, ни в Минсоцполитики, ни чиновники, которые побывали на этой территории, не вспомнили, как же люди там будут отапливаться. Они и тариф 90 копеек на 3000 кВт в тех городах, где нет газовой составляющей, не вытягивали, а сейчас по 1,68 гривен – это вообще для них удавка на шее. На Донбассе есть такие города, где 17 тысяч человек, а если брать ОТГ, то около 22 тысяч, где совершенно нет ни одной котельной. Приготовление еды, отопление помещений – это все электроэнергия. Они сегодня платили за квартиру по 2,5 тысячи гривен. Но качество услуги такое, что выше 13 градусов температура не поднимается. Они ложатся спать одетыми. Чтобы обогреться, им надо будет заплатить сейчас 5 тысяч гривен, если не будет компенсатора, если не будет льгот и субсидий. Такое впечатление, что мы не боремся за людей, которые должны остаться на этих территориях нашей родной любимой Украины, а что мы специально вынуждаем их покидать эти места.
– Очевидно, люди, у которых электроотопление, получат «золотую» платежку, и Вы сказали, сколько они будут платить после отмены льготного тарифа.
– Это я сказал по квартире, которая пускай будет до 70 квадратов общей площади, а жилой площади там будет, может, квадратов 40.
– И субсидия тут вряд ли поможет.
– Не помогает субсидия. Она же не будет справедливой. Шахтер, который отработал в подземке и, грубо говоря, отдал свое здоровье, добывая «черное золото», получает пенсию и не будет этих льгот и субсидий, а большинство этих людей больше половины своих денег тратят сейчас на аптеки и лекарства, а тот, кто не работал и ничего не делал, у него будет эта субсидия. Тут же есть и социальный взрыв внутри людей, которые понимают такую несправедливость. Но платежки будут неподъемные. Кроме того, нет рабочих мест и зарплат. Бюджетники еще хоть как-то, а все остальные – всё.
– Также стоит сказать о газе и тепловой энергии, где тоже ощутимый рост тарифов и цен.
– Конечно, особенно если говорить по газовой составляющей, а мы понимаем, что у нас в основном везде есть газовая составляющая в тарифах. Это и снабжение горячей водой, коммунальные услуги на обогрев квартир и помещений домов и также газ, который идет для наших промышленных предприятий. Говорят, что эту цену уменьшат на 30 %, и она будет на уровне 6,99 гривен за кубометр, грубо говоря, 7 тысяч гривен за тысячу кубов. Опять-таки, эта цена завышена, она необоснованно завышена. Тут еще идет обман и манипуляция. Нам же не говорят о доставке этого газа. А если она добавится, то этот газ будет стоить 8,5 тысяч гривен с доставкой.
– То есть та скидка, которую пообещало правительство и утвердило граничную цену в 6,99 гривен – это фактически манипуляция?
– Я высказываю свое мнение и партии «Оппозиционная платформа – За жизнь», что это манипуляция. Я просто в этом уверен.
– Это потому что продается фактически газ внутренней украинской добычи, себестоимость которого 1600 гривен за тысячу кубов, а населению продают по 7000?
– Конечно. Мы говорим о том, что на сегодня у нас на внутреннее потребление газа, по нашим оценкам, идет 15 миллиардов кубов. Некоторые говорят, что 18. «Укргаздобыча» говорит, что они добыли фактически 15 миллиардов за год нашего газа, но, простите, а где этот газ? Почему говорится, что у нас реверс с той страны, которая вообще не добывает этот газ, и сумасшедшая цена.
– И считают по импортному паритету.
– Конечно. И мы понимаем, что это абсолютная манипуляция и зарабатывание денег. Это большая прибыль для компаний и те зарплаты «Нафтогаза» – какие деньги они получают! Пускай уменьшают затраты, накладные расходы и заработную плату. Тут есть много составляющих. Такое впечатление, на этом хотят зарабатывать иностранные спекулянты вместе с нашими, будем говорить, воротилами. Им совершенно не нужно, чтобы газ, который идет из России, закупался напрямую, что снизит цену газа на 25-30 %, и эта договоренность уже есть.
– Вы уже говорили о социальном напряжении. Что Вы думаете о тарифных протестах, которые проходят в Украине с начала 2021 года? К чему они могут привести и в каком случае они могут быть эффективными?
– Во-первых, чтобы они были эффективными, сейчас надо не просто выходить и заниматься, как я говорю, лирикой на улицах. Нужно создать рабочие группы. Надо, чтобы в каждых городах, в каждых ОТГ работали рабочие группы, проанализировали экономические составляющие этих тарифов. Тарифы поднимают, но мы же не говорим о потерях, которые там заложены, а это до 30 %. Иногда потери на трубопроводах, а это мы греем улицу, доходят до 60-70 %. Это трубы, которые закладывались еще в 50-х годах, в которых до 80 % потерь. Над этим должны работать местные власти, они должны это все приводить в порядок. Но от этого не должны страдать люди. Наведите порядок, сделайте, а потом повышайте эти тарифы. Я считаю, что это еще цветочки, когда люди выходят, перекрывают дороги. У людей внутри чувство несправедливости и они идут. А если их еще поддержат политические силы, понимающие то, что людям необходимо, это будет очень большой взрыв и большая волна. Уже по газу Международный валютный фонд высказался, что нельзя откручивать назад, мол, мы недовольны. Мы видим, что внешнее управление не приводит к тем результатам, которые нужны. Нужно садиться, нужно считать, нужно экономически обосновывать, нужно, чтобы работали наши внутренние предприятия, мы должны заниматься экспортом, а не жить на импорте и МВФской иголке. Тогда мы будем самостоятельными людьми, тогда мы будем защищены как нация. А сейчас это может привести к плачевному результату, особенно в тех местах, где нет работы, люди доведены до отчаяния.
– Мы видим, что центральная власть с решением о граничной цене на газ в 6,99 гривен за кубометр фактическим глумится над населением. Что в такой ситуации может предложить профильный комитет Верховной Рады, вы как его член и что может предложить фракция «Оппозиционной платформы – За жизнь»?
– Фракция «Оппозиционной платформы – За жизнь» разработала множество законопроектов о социальной защите населения. Это мы уже делаем, подаем эти законопроекты. К сожалению, мы в меньшинстве. Как член профильного комитета я пишу письма, обратился во все инстанции – и к президенту, и к премьер-министру, и к профильному министру. Будем разговаривать с Витренко. Я описал ему ситуацию с электроэнергией, о которой я рассказал вам. В 2016 году я жил под кабинетом у Яценюка и доказал, что в городах, где нет газификации и идет война, должны быть льготные тарифы на электроэнергию. Тогда была принята норма о 3600 киловаттах, но потом 600 киловатт сняли, сделали 3000, обосновав тем, что люди должны заниматься «теплыми» кредитами. Но кто же на данной территории даст человеку кредит, когда такие риски, идет война и все остальное? Сняли, но люди хотя бы до 3000 киловатт укладывались. А вообще идет разбалансировка. На линии соприкосновения есть некоторые общежития, которые считаются сейчас как государственные, и люди, которые в них живут, платят 3 с копейками гривны за киловатт. С этой ситуацией я буду сейчас разбираться. Люди еще не расшевелились и не увидели свои платежки за январь, поэтому, представляя фракцию «Оппозиционная платформа – За жизнь», мы будем подавать свои законопроекты. У нас есть выход, у нас есть пять шагов, начиная с газовой составляющей и заканчивая электроэнергией, пять шагов выхода из сложившейся ситуации, из этого кризисного состояния.
– То есть это не безвыходная ситуация?
– Это не безвыходная ситуация, просто нужны профессионалы у власти, должны быть люди, которые считают, финансисты, и необходимо все привести в порядок. Это не тяжело сделать. Это все нужно пересчитать. Не нужно перекладывать все на плечи граждан. И не нужно смотреть, как в Европе. Посмотрите, какие в Европе зарплаты, посмотрите, в Европе какие пенсии и тогда уже можно о чем-то говорить. И то им там тяжело, там тоже люди не выдерживают этой нагрузки. А что можно говорить о нас, когда нищенская пенсия 1800 гривен, а бабушка должна заплатить за одну электроэнергию 5 тысяч гривен. Какие компенсаторы ей смогут помочь? Разве работает монетизация, о которой много говорилось? Совершенно не работает. А я знаю таких бабушек и дедушек, которые жили по 90 копеек до 100 киловатт. Они совершенно ничем не пользовались, не смотрели телевизор, отключили холодильник, никаких кондиционеров, одна лампочка горела и все.
– Они были на жесточайшей экономии, а сейчас будут по уши в долгах?
– Они будут по уши в долгах. Сегодня у нас 54 % неуплата по коммунальным услугам, а это около 2 миллиардов евро. Мы никогда в жизни их не вернем. Человек, когда видит, что больше 30 % заработанных денег у него идет на коммунальные услуги, – все, он перестает платить. Каждый человек в первую очередь будет кормить своих детей, давать им образование, но будет влезать в долги по ЖКХ. По электроэнергии понятно: приехали – отрезали. Сейчас даже на линии разграничения это делают. Но люди уже говорят: пускай приедут, мы будем защищать свои дома, мы не дадим этого сделать. Людей доводят до отчаяния.