Президент Украины Петр Порошенко подписал указ о персональном составе Конституционной комиссии и заявил, что ожидает в кратчайшие сроки результатов ее работы. Согласно тексту указа, Комиссия состоит из 72 человек, в том числе, в нее вошли 13 экспертов международных организаций. О том, какими вопросами в первую очередь будет заниматься Конституционная комиссия, корреспондент ГолосUA расспросила вошедшего в состав этого органа эксперта-конституционалиста Виктора Мусияку.
— Виктор Лаврентиевич, расскажите об основных направлениях, в которых будет работать Конституционная комиссия в ближайшее время…
— Думаю, что Президент на первом собрании Комиссии сообщит, что бы он хотел видеть в результате нашей работы. Обозначит какие-то направления, не определяя конкретных изменений.
— А как вы себе представляете цели и задачи Комиссии?
— Как человек, немало занимавшийся этой проблематикой, а также исходя из того, что уже происходило вокруг нашей Конституции и что на сегодня является актуальным, думаю: нам нельзя распыляться по всем возможным направлениям конституционных изменений.
Есть кардинальные перемены, которые можно осуществить только в случае, если Украина будет в силах как государство решить эти проблемы. Я имею в виду, в первую очередь, первый, третий и тринадцатый разделы Конституции, по которым необходимо проводить референдум. Но это сейчас невозможно: ведь одна часть страны аннексиврована, а на другой части ее война. Поэтому ясно — нужно вносить изменения в наиболее актуальные разделы, где мы сможем создать конституционные основы.
— Перечислите их, пожалуйста…
— В первую очередь, это тема децентрализации. По моему мнению, речь должна идти о расширении полномочий местного самоуправления, территориальной реформе. Необходимо обеспечить это конституционными основами.
Кроме того, нужно решить и вопрос, связанный с созданием конституционных основ для реформы судебной системы. Нас к этому «подталкивает» Европа, да мы и сами знаем, что в этом есть необходимость. И у нас уже имеется масса наработок. При этом, необходимо будет решить вопрос о месте прокуратуры в системе, а также определить полномочия Конституционного суда, его место в обеспечении конституционности и защиты Конституции.
Ну и, возможно, нужно скорректировать некоторые положения, касающиеся прав и свобод — это второй раздел Конституции. Придется и «зацепить» какие-то полномочия, касающиеся отношений во властном треугольнике «Президент – парламент – правительство».
— Какие права и свободы могут быть затронуты?
— Вероятно, нужно подкорректировать некоторые положения, касающиеся гарантий прав и свобод. Можно затронуть и вопрос гражданства. Нужно четче это определить, чтобы пресечь все «игры» вокруг двойного и тройного гражданства, а также моменты получения и прекращения гражданства.
— Какие предложения Конституционная комиссия может внести по изменению отношений в «треугольнике власти»?
— Это касается государственных представителей, когда система местного самоуправления будет изменена на уровне районов и областей и исчезнут местные администрации. Нужно решить: либо они будут от Президента, либо – представителями Кабмина.
В минувшем году Президент также предлагал изменения в системе полномочий главы государства и Верховной Рады. Думаю, все это будет предметом рассмотрения Конституционной комиссии.
— Поддержит ли перечисленные вами изменения парламент своим конституционным большинством?
— Думаю, надо работать так, чтобы… Естественно, необходимо пройти все процедуры, провести все изменения через Конституционный суд. Надо, чтобы и парламент это одобрил в первом чтении, а в начале будущей сессии окончательно принял эти решения. Нужны триста голосов. А для этого необходимо, чтобы все основные политические силы принимали участие в отработке этих решений. Какие-то вещи, которые они будут считать неприемлемыми, следует обсудить и согласовать заранее.
— В какие сроки все это будет происходить?
— Времени на это очень мало, нужно делать все очень быстро, сжато и конструктивно. Я так думаю, что в начале июня мы обязаны предоставить наши предложения Президенту, чтобы до середины июля Верховная Рада рассмотрела их. Конституционному суду тоже нужно какое-то время на то, чтобы дать свою оценку. То есть, для принятия этих изменений – сроку до середины июля. Пока рано об этом говорить, но, думаю, парламентскую сессию продлят на одну-две недели, если вдруг этот процесс затянется.
— Как это скажется на внутриполитической ситуации в стране?
— Конституционные изменения призваны «утихомирить страсти», что могло бы позитивно сказаться на политической и социальной атмосфере. На фоне войны это должно сплотить общество.