Вчера Высший административный суд лишил мандатов двух народных депутатов-мажоритарщиков. Один из них — младший брат экс-министра чрезвычайных ситуаций Виктора Балога Павел, второй — самовыдвиженец Александр Домбровский. Кроме этого, ВАСУ обязал Центризбирком провести повторные выборы в 11 и 71 округах, в которых баллотировались П.Балога и А.Домбровский. В политикуме говорят, что это связано с тем, что один из нардепов вышел из провластного большинства, а второй не захотел в него входить…
- Чем на самом деле чревато данное решение ВАСУ и к каким последствиям оно может привести в интервью ГолосUA рассказал один из авторов Конституции Украины Виктор Мусияка.
- — Виктор Лаврентьевич, решение ВАСУ отвечает Конституции?
- — Само по себе это решение вызывает большое удивление. Хотя в нашей стране уже нечему удивляться… Ведь все, что происходит – за пределами конституционного поля.
- — Насколько этот прецедент серьезный?
- — А решение Конституционного Суда 2010 года (отмена «политреформы» — ред), — это разве не прецедент? Это одного поля ягоды. Но дело в том, что в публично-правовом порядке есть такое правило: процесс не может разрываться во времени. То есть, эти люди (П. Балога, А. Домбровский — ред) получили статус народного депутата. У нас установлен срок в законе, чтобы поставить под сомнение решение ЦИК, судов. Но этим не воспользовались, срок уже давно истек. Этим людям предоставили статус, они приняли присягу и теперь (для лишения их мандатов – ред.) действует только 81 статья Конституции. Других оснований нет.
- Правда, по решению суда можно лишить мандата, если есть свидетельства того, что эти депутаты продолжили совмещать какую-то работу с депутатством. Но (согласно решения ВАСУ – ред.) получается, что в ВАСУ вернулись к вопросам, которые были актуальны во время избирательной кампании (3,5 месяца назад — ред). Это вообще дикость … Должны быть только те основания, которые предусмотрены статей 81 Конституции (личное заявление нардепа о сложении полномочий, вступление в силу обвинительного приговора относительно него, прекращение гражданства или выезд за границу на постоянное проживание, смерть — ред.).
- С конституционным порядком у нас давно проблемы. Так давайте тогда вообще считать, что все вокруг нас эфемерно. И потуги, что мы стремимся соблюдать Конституцию, напрасны. Тогда вообще можно говорить, что мы живем не в государстве, а в поле, где порядки устанавливают люди, которые берут власть в свои руки и что хотят, то и делают.
- — Когда были проблемы с признанием результатов парламентских выборов, (в ноябре прошлого года – ред.) ВАСУ на округе Домбровского подтвердил законность результатов волеизъявления. Как теперь понимать новое решение суда?
- — Если уже было решение этого суда и он не отменил его, принимая новое и абсолютно противоположное, тогда я вообще не понимаю, что в стране происходит? Дикость еще и в том, что мы пытаемся говорить о каких-то правовых основаниях, ищем какие-то объяснения этому прецеденту. А для судей не существует ни закона, ни Конституции… Они взяли себе, приняли решение, какое захотели и все. Можете себе представить, что у нас происходит в судебной системе?!
- — Могут ли теперь в политическом плане использовать этот случай, чтобы лишать мандатов «неугодных» парламентариев?
- — Да. А что может быть препятствием, чтобы не использовать этот порядок относительно других депутатов? Такой способ психологического воздействия на депутата может иметь очень негативные последствия.
- — Можно ли опротестовать данное решение ВАСУ? В частности, Павел Балога уже заявил, что будет обращаться в Европейский суд по правам человека.
- — Когда все способы национальной защиты исчерпаны, можно обращаться к международным инстанциям. Ведь последним решением Конституционного Суда Верховному Суду Украины лишены лишь представительские полномочия. То есть, Верховный Суд не может принимать какие-то решения по этому поводу. Поэтому теперь дорога только в ЕСПЧ. Он имеет все основания признать эти решения недействительными. Но даже судебных решений в отношении Юлии Тимошенко, Юрия Луценко ждут месяцами. А это может тянуться еще дольше, поскольку в ЕСПЧ достаточно много обращений наших граждан. Так что этот процесс может тянуться годами.
- Но сейчас политическая оппозиция должна действовать. Потому что это не просто угроза, это смерть парламентаризма.