В. Мусияка: «Люстрация судей не может быть первоочередным вопросом в переговорах оппозиции и власти»

Оппозиция требует проведения немедленной люстрации всего состава судейского корпуса в Украине. «Нет другого выхода для судов, кроме полной люстрации судейского состава в Украине", — заявил глава парламентской фракции «Батькивщины» Арсений Яценюк в СМИ. О необходимости люстрации судей, о том, под каким порядковым номером в списке необходимых стране реформ она должна стоять и каким образом проводиться, корреспондент ГолосUA расспросила одного из творцов украинской Конституции, правоведа Виктора Мусияку.

— Виктор Лаврентиевич, что можно сказать о необходимой первоочередности подобного решения?

— Подобное решение не должно быть первоочередным. Но ясно одно: судебная система Украины в таком «загоне», что, если бы не было других первоочередных проблем, можно было бы говорить и о том, что с нее надо начинать. Ведь именно судебная система, если так можно выразиться – тот «цепной пес», который обязан стоять на страже прав и свобод человека и гражданина. Это – последний рубеж, на котором человек должен был бы найти защиту своих прав.

— Как можно оценить состояние украинских судов сейчас?

— То, что у нас происходит, свидетельствует: судебная система настолько «инфицирована» и имеет такие «расстройства», что эту проблему уже нужно решать кардинально. Но я хочу сказать, что таковыми являются далеко не все судьи, не нужно всех подгонять «под одну гребенку». Действующие приблизительно восемь тысяч с «хвостиком» судей – не все такие, как это заметно во всем известных примерах.

— С чего следует начать?

— Если будет восстановлен конституционный строй, нужно будет провести и в отношении судей, я бы не сказал, что – люстрацию. Необходимо повторное рассмотрение, пересмотр историй их назначения, особенно – на должности глав и заместителей глав судов, а также – на судейские должности. При этом, во-первых, нужно определиться с критериями, которые должны быть при этом использованы. Во-вторых, неясно, кто это будет делать.

— А кто это может определить?

— В том-то и дело, что это не так просто определить. Нужно, чтобы к людям, которые будут этим заниматься, было полное доверие. Чтобы не было риска, что они введут, сформируют другую, «свою» систему влияния на судейский корпус. Это все не так просто. Проблему нужно обсуждать, между прочим, и среди специалистов, в среде самого судейского корпуса. Вы что думаете? Внутри системы немало людей, способных дать подобные рекомендации, предусмотреть такие вещи и предотвратить возможность какого-то влияния на функционирование судебной системы.

— С вашей точки зрения, почему оппозиция выдвигает этот вопрос в разряд первоочередных задач?

— Конечно, в обществе сейчас чрезвычайно болезненная реакция на то, что происходит. Во время каких-то попыток защитить свое право, обращений в суды людей поражают картины там происходящего. У многих сформировалась «радикальная» позиция — в общем, по отношению ко всей судебной системе. Есть и политический элемент, прежде всего.

Хоть я подчеркиваю: это будет проблема номер один, после того, как будет восстановлен конституционный порядок. А сейчас – зачем об этом говорить? Кто этим будет заниматься? Вы (оппозиция – ред.) сделайте все для восстановления конституционного строя. Им надо стоять на этом, идти и стучать, требовать в переговорном процессе именно этого, переговоров на эту тему с Президентом. И договариваться об этом. Но нет, где-то там — «ла-ла-ла»… Ясно, что на Майдане это можно сказать, и Майдан – поддержит все эти идеи. Но оппозиции нужно исполнять свою функцию, раз уж они ее на себя взяли.

Читайте также по теме