Недавно Верховная Рада утвердила новый состав Кабинета министров Украины и его программу. Как эксперты оценивают анонсированные правительством реформы? Каких изменений, в первую очередь, в стране ожидают общественность и бизнес? На эти вопросы в интервью ГолосUA ответил Виктор Мыхайлив, директор Института общественно-экономических исследований.
— Виктор, как эксперты Института общественно-экономических исследований расценивают намерения и возможности нового правительства по обеспечению ускоренного экономического развития?
— Наши эксперты очень внимательно проанализировали текст программы деятельности Кабмина. По результатам такого анализа можно определить, что в программе достаточно чётко определены основные направления работы правительства, сформированные в отдельных разделах, но их наполнение несколько сумбурное. Правда, в заключительных положениях предполагается, что в течение месяца КМУ обеспечит подготовку и представление операционного плана антикризисных мероприятий до 2016 года, а до 01.01.2017 — среднесрочной программы развития. То есть существует надежда, что план мероприятий и программа развития эти недостатки ликвидируют. На нынешний Кабинет Министров Украины возлагаются очень серьёзные ожидания, в первую очередь, в части развития и экономики, и общества. И здесь хотелось бы отметить важность основных задач. Необходимо изменить экономическую модель развития государства на экспортоориентированную, восстановить доверие к заявлениям и действиям органов исполнительной власти, повысив их профессионализм и ответственность за последствия этих действий. Новая эффективная система государственного управления — основа имплементации реформ и развития. Следует сформировать собственные стратегические приоритеты и на их основе построить такую систему управления, которая будет способна высвободить конструктивную энергию самоорганизации граждан и проявления креативного потенциала свободного предпринимательства без коррупции и чрезмерной зарегулированности. Нужно сформировать новую по качеству и общую по форме социальную и гуманитарную систему, которая раскроет таланты и предложит работу тем, кто может работать и создавать свое благосостояние собственным трудом, , а также созданы достойные условия жизни для тех, кто по возрасту или по иным причинам не может обеспечивать себя без помощи государства и общества. Поэтому нынешнему правительству необходимо будет приложить множество усилий и обеспечить слаженную работу по обеспечению стимулирования в первую очередь экономического развития.
— Расскажите более детально о видении необходимой экономической политики и государственного регулирования…
— Государство должно играть ключевую роль в структурной перестройке отечественной экономики с помощью различных механизмов стимулирования развития отраслей и направления их к наращиванию добавленной стоимости и экспорта. Важно, чтобы государство стало активным игроком на мировом рынке привлечения инвестиций, поддерживало внутреннего инвестора. Поэтому уже к концу 2016 года в экономической сфере новый состав правительства должен сформировать стратегию развития экономики и четкий план действий по ее имплементации. Это станет основой для возвращения доверия инвесторов и кредиторов к Украине. Установленные экономические цели, ориентиры развития страны важны для того, чтобы инвестор, разрабатывая бизнес-план, мог учесть все риски и оценить свои возможности для управления ими. Это касается цен и прогнозов бюджетных капитальных вложений, а также планов развития территорий. Именно наработка и одобрение долгосрочной стратегии экономического развития Украины должно стать задачей номер один для государственной власти на 2016 год. В результате консультаций с бизнесом, ассоциациями, учеными и общественностью должны сформироваться предложения по совершенствованию инструментов и механизмов стимулирования развития экономики, новой архитектуры управленческих процессов, новых институтов, которые будут внедрять в жизнь эту стратегию.
— А что вы скажете относительно формирования госбюджета?
— В программе предусматривается обеспечение сбалансированности государственного бюджета Украины, внедрение среднесрочного бюджетного планирования и системы управления государственным долгом, минимизация неэффективных государственных расходов. Поддерживая необходимость внедрения указанных шагов в сфере реформирования государственных финансов, считаем, что в данном случае целесообразно было бы принять во внимание необходимость решения для формирования государственного бюджета следующих вопросов: подготовка его на базе реалистичных макропоказателей, соблюдение сроков принятия бюджета, увеличение в его структуре объема расходов развития.
— Давайте поговорим об отдельных направлениях деятельности Кабинета Министров. Как оцениваются заявления правительства по поводу обеспечения граждан коммунальными услугами и реформированию жилищной политики?
— Реформой предусмотрено обеспечение эффективного управления многоквартирными жилыми домами и внедрение рыночных условий в сфере управления жильем. Обещается обеспечение прозрачности формирования тарифов на коммунальные услуги и внедрение стимулирующей модели ценообразования, а также решение проблемы просроченной задолженности за коммунальные услуги. Из анализа текста следует, что цель взята на обновление устаревшей коммунальной инфраструктуры путем контроля за формированием тарифов и их прозрачности, а также внедрения новой модели тарифообразования, которая позволяет модернизировать систему жизнеобеспечения. Также предусмотрено строительство социального жилья с целью замены аварийного и ветхого, которое уже исчерпало свой срок эксплуатации. С целью дальнейшего развития конкуренции на рынке коммунальных услуг не предусмотрено реформирование рынков тепло- и водообеспечения. Создание конкурентного рынка по управлению жильем позволит управляющим многоквартирных домов выбирать поставщиков услуг по оптимальным для них тарифам на эти услуги.
— Согласны ли эксперты с предложенной новым КМУ реформой энергетики?
— В условиях роста цен на энергоносители добыча собственного природного газа должна стать приоритетной задачей для Украины. Государство должно стать энергонезависимым от всех поставщиков газа. Поэтому нужно увеличивать добычу газа, но, в то же время, и энергоэффективно его использовать. Для этого нужно, во-первых, изменить режим налогообложения с фискального на стимулирующий. Также следует осуществить проведение технического аудита скважин. При этом наращивание ресурсной базы и получение спецразрешений позволит увеличить добычу. Кроме того реформы, которые начаты для выполнения 3-го Энергопакета, должны быть обязательно, проведены. Необходимо привести энергетическую отрасль нашей страны к общепринятым в Европе стандартам и правилам. Среди важнейших реформ, которые должны оставаться на повестке дня правительства в области энергетики, это, прежде всего, реформа регулятора. На данный момент законопроект принят в первом чтении в Верховной Раде Украины. Новый закон должен обеспечить политическую и институциональную независимость энергетического регулятора, то есть его отстранение от влияния политических партий, ветвей власти и игроков на рынках. Без этого реформа энергетического рынка невозможна. Также нужна реформа рынка электроэнергии. Соответствующий законопроект зарегистрирован в Верховной Раде Украины. Введение нового рынка электроэнергии по новым европейским правилам должно остаться в приоритетах Украины. Необходимо принятие обновленной энергетической стратегии и стратегии энергетической дипломатии, а также создание предпосылок для увеличения прозрачности и эффективности управления добывающей отраслью. Важно стимулирование энергоэффективности. Имплементация директивы 2012/27 / ЕС должна стать ключевым результатом реформ в области энергоэффективности. Отмечу, что в программе правительства отсутствуют необходимые меры относительно разработки обновленной энергетической стратегии. Не раскрывается вопрос, каким образом и по каким приоритетам будет проводиться политика энергонезависимости Украины. Также функции по «передаче и распределении электроэнергии» чужды НАК «Нафтогаз Украины», но Кабмин предлагает разделять эти виды деятельности при реформировании НАКа.
— Общество и бизнес также давно ожидают, что в украинскую хозяйственную практику будут введены лучшие принципы управления государственной собственностью. ..
— Компонентом стратегии развития должна стать реформа управления госсобственностью с целью эффективного управления государственными активами стратегических отраслей экономики, которые не подлежат приватизации, но работают в условиях открытой конкуренции. Это должно происходить путем определения оптимальной организационной структуры управления. Первым шагом является общегосударственная инвентаризация. Программой предусмотрена также приватизация государственных предприятий и введение международных стандартов прозрачности всей отчетности и независимого управления, а также жестокого контроля за соблюдением условий инвестиционных договоров. Хотя, программа КМУ содержит некоторые неточности. Например , это касается «инвестиционного договора» (при приватизации объекта государственной собственности между продавцом и покупателем заключается соответствующий договор купли-продажи), в том числе содержащего обязательства покупателя. Заключение отдельного инвестиционного договора с покупателем действующим приватизационным законодательством не предусмотрено. В то же время не отражены стратегические цели, приоритеты и задачи в сфере управления объектами государственной собственности. Не учтено то, что одним из приоритетных направлений имплементации соглашения об ассоциации между Украиной и Европейским Союзом признано развитие национальной модели корпоративного управления в соответствии с общепринятыми международными стандартами, ее приближения к европейским правилам и рекомендациям в этой сфере отношений.
— А дерегуляция?
— В процессе взаимодействия государства и бизнеса важным является внедрение модели «умной регуляции» — эффективного правового регулирования отношений в сфере хозяйственной деятельности на основе установления минимально необходимых пределов вмешательства государства в предпринимательскую деятельность. Бизнес и общество ожидают внедрения механизма неукоснительного соблюдения требований регуляторного законодательства. От этапа формирования регуляторного акта (действия), консультаций, принятия и до окончательного анализа влияния и последствий введения или отмены определенной регуляции. Важным является переход от имитации анализа проблем и путей решения к соблюдению указанных требований, что станет основой самоочищения регуляторной системы.
— Что вы скажете по поводу запланированной реформы финансового сектора?
— Программой предусмотрено повышение эффективности надзора в финансовом секторе, гармонизация с директивами ЕС требований к участникам фондового рынка и страховым компаниям, постепенная либерализация валютного регулирования, развитие инструментов фондового рынка, в частности, деривативов, корпоративных облигаций, а также принятие и введение нового корпоративного законодательства. В частности, об обществах с ограниченной ответственностью, введение механизма корпоративных сделок. Также планируется создание современной биржевой инфраструктуры и условий для функционирования товарного биржевого рынка. Должны быть определены механизмы реструктуризации финансовой задолженности юридических и физических лиц, усовершенствованы процедуры банкротства. Вопросы участия правительства в реформировании финансового сектора определены достаточно сокращенно. Хотя, с другой стороны «обвинять» в этом правительство и нельзя – ведь в Украине существует три независимых регулятора в этой сфере. Однако, исходя из этого, необходимо было бы определить вопросы обеспечения сотрудничества с Национальным банком и обеспечения согласования с ним вопросов по поддержке экономического роста, удержания приемлемого уровня инфляции, стимулирования кредитования. Совершенно не уделено внимание решению вопросов защиты прав потребителей финансовых услуг, а ведь именно это является одним из основных факторов доверия к финансовому сектору и, как результат – источников формирования его ресурсов. Не определены направления касаемо работы государственных банков – будет ли правительство использовать наработки своих предшественников или выработает собственное видение…. Также необходимо создать институты развития экономики, среди которых, в первую очередь, — Государственный банк развития и Экспортно-кредитное агентство.
— Как вы можете охарактеризовать реформу системы управления окружающей средой и интеграцию экологической политики в другие отраслевые политики?
— Реформой предусмотрено, что за основу деятельности будут взяты требования соглашения об ассоциации с ЕС. В частности, относительно внедрения механизмов оценки направлений влияния некоторых общественных и частных проектов на окружающую природную среду, создание системы управления водными ресурсами в соответствии с бассейновым принципом, контроль за использованием генетически модифицированных организмов. Также программой предусматривается создание прозрачных механизмов получения разрешительных документов и единого интегрированного органа контроля, реформирование системы государственного надзора . Но, хотя в тексте программы указано, что коалиционное соглашение является составной деятельности, невозможно сделать вывод о приоритетности создания единой унифицированной электронной системы доступа к информации о разрешениях, отчетах, материалах проверок в сфере окружающей среды для органов власти и общественности, на которую так надеялось гражданское общество. Следует отметить противоречивость положений программы. В частности, в разделе XIV предусмотрено обеспечение эффективной системы максимального повторного использования твердых бытовых отходов в хозяйственном обороте в качестве вторичных ресурсов, увеличение доли их утилизации. По обращению с отходами, прежде всего, нужно ввести иерархию приоритетов, которая предусматривает такой алгоритм: предотвращение образования отходов, подготовку к повторному использованию, переработку, другой тип утилизации (например, восстановление энергии), ликвидацию (удаление на свалки). В указанной иерархии к следующему шагу переходят только в том случае, когда выполнен предыдущий.
— Давайте поговорим и о грядущей реформе системы органов правопорядка…
— Предусматривается предоставление права органам местного самоуправления создавать муниципальную стражу без выполнения правоохранительных функций. Органы местного самоуправления уже имеют право на создание муниципальных формирований для обеспечения порядка на своих территориях в соответствии с законом Украины «О местном самоуправлении». Например, «Муниципальная дружина» (г.. Львов) создана именно на основании этого закона. Если речь идет о разработке и внедрении рамочного закона Украины «О муниципальной стражу», то такой проект сейчас зарегистрирован в парламенте — №2890 от 18.05.2015 г. Считаем необходимым четко определить этот приоритет деятельности правительства с корректным использованием терминов.
— Относительно социально-гуманитарной реформы…Насколько верны, на ваш взгляд, планы правительства?
— Отсутствует реформа трудового законодательства, как и видение реформы сферы занятости в целом. Так, новая редакция Трудового кодекса принята в первом чтении, но, к сожалению, даже текст, подготовленный ко второму чтению, далек от потребностей экономики и будущих социальных вызовов. Кроме того, ни словом не упоминается о социальной защите участников АТО и членов их семей, как и о необходимости выработки политики по прекращению дискриминации людей с инвалидностью — создании доступной среды, инфраструктуры и тому подобное. Недостойным внимания для нового Кабмина является и реформа сферы социальных услуг, которая является предпосылкой деинституциализации (закрытие интернатных учреждений), повышения качества системы социальной защиты и ее эффективности для человека. Правительство, вероятно, решится на повышение пенсионного возраста, хотя прямо об этом в документе не говорится. В целом создается впечатление, что новый Кабмин рассматривает сферу социальной защиты исключительно с позиции экономии затрат, а не заботы о населении, которое попало в сложные жизненные обстоятельства. В связи с этим странным кажется тот факт, что в программе отсутствуют положения о введении единой информационно-аналитической системы в сфере социальной защиты. Система позволила бы предупредить расходования миллиардов гривен на «мертвые души» и других лиц, которые получают социальную поддержку государства незаконно, пользуясь отсутствием современных средств аккумуляции и сохранения информации. Не планируется создать реестр поставщиков помощи и ввести механизмы развития рынка социальных услуг с привлечением негосударственных организаций. Ничего не сказано о разработке и внедрении механизмов перехода от финансирования учреждений к финансированию услуг. Итак, адресность оказания помощи — под большим вопросом.
— Планы относительно образования в отличие от раздела о социальной защите отличаются от предыдущей программы Кабмина существенно. ..
— При этом никоим образом не учтена разработка механизмов финансирования образования «от финансирования учреждений к финансированию образовательных услуг». Не учтено и развитие инклюзивного образования, реформирование интернатов в сфере общего и специального образования, развитие профессионального образования людей с инвалидностью. Самое большое разочарование вызвало то, что в декларативных и общих фразах не упоминается об инклюзии в образовании — создании условий для обучения в системе общего образования детей с особыми образовательными потребностями. Это представляется особенно тревожным, учитывая тот факт, что ответственным за эту реформу должна была стать Лилия Гриневич — новый министр образования и науки, которая приложила усилия, чтобы в рамочном законопроекте «Об образовании», соавтором которого она стала, вошли положения об инклюзивном обучении. Надеемся, что факт изменения депутатского кресла на министерское, не повлиял на ее позицию, и произошла досадная ошибка в редакции программы нового правительства.
— Перечислите, на каких принципах, на ваш взгляд, должна базироваться социальная политика Украины?
— Справедливости, когда поддержку от государства получают не все, а только те люди, которые действительно в ней нуждаются. Адресности — на основе индивидуального подхода, а не всем поровну. Субсидиарности — когда все меры принимаются на более низком возможном уровне с целью достижения максимальной пользы для человека.
— Что еще должен обеспечить новый состав правительства в социальной сфере в течение 2016 года?
— Во-первых, запуск единой базы данных сферы социальной защиты, которая будет содержать информацию о всех субъектах социальной сферы. Гражданах, получающих социальную поддержку государства в виде льгот, субсидий, социальных услуг, пособий и т.д., а также о поставщиках этой социальной поддержки. Это позволит предупреждать злоупотребления со стороны всех субъектов социальной сферы, планировать бюджет расходов на долгосрочную перспективу. Также необходимо создание свободного рынка социальных услуг, предусматривающего демонополизацию и разгосударствление этой сферы, что обеспечит конкуренцию через допуск общественных организаций. В том числе путем реализации принципа «деньги идут за человеком». Важно создание реального плана действий для решения проблем участников АТО и ВПЛ. Краеугольно обеспечение антидискриминационной политики в отношении людей с инвалидностью, предусматривающей разработку нормативно-правовых актов для реализации, в том числе , права детей на семью — через проведение реформы системы социальных услуг и деинституциализации, права на образование — обеспечение инклюзивности в обучении, права на привлечение в местное сообщество — создание условий для проживания в общинах. А также и других прав , которые определены в Конвенции о правах людей с инвалидностью.
— Резюмируя, сформулируйте ожидания общества и бизнеса в экономической и социальной сфере к работе нового состава Кабинета Министров Украины…
— Новый состав Кабинета Министров должен изменить экономическую модель развития государства, которую практиковали большинство предыдущих правительств. Ведь в итоге это привело к обвалу экономики, снижению реальных доходов граждан и долговому кризису, что ведет к банкротству страны. Что следует изменить в системе управления государством? Прежде всего, необходимо восстановить доверие к заявлениям и действиям органов исполнительной власти, повысив их профессионализм и ответственность за последствия для граждан Украины, как в текущем периоде времени, так и в будущем. Важно сохранить собственную экономическую индивидуальность, не позволяя экономике страны растворяться в глобальной системе, а, наоборот, воспользоваться преимуществами глобализации и занять достойное место в мире. Следует создать условия, при которых мировой инвестиционный и финансовый ресурс будет свободно перераспределяться в Украину, которая должна избавиться от имиджа страны -должника и просителя помощи. Стоит сформировать собственные стратегические приоритеты и на их основе построить такую систему управления, которая будет способна высвободить конструктивную энергию самоорганизации граждан, создать возможность для самореализации нации и проявления креативного потенциала свободного предпринимательства без коррупции и чрезмерной зарегулированности. Как уже говорилось, должны быть сформированы новые по качеству и общие по форме социальная и гуманитарная системы.