Вечером 21 ноября наконец-то был обнародован текст коалиционного соглашения, заключенного пятью политическими партиями: «Блок Петра Порошенко», «Народный фронт», «Самопомощь», «Радикальная партия Олега Ляшко» и «Батькивщина». Интересно, что документ первым появился на сайте «Самопомощи». В его тексте зафиксировано снятие депутатской неприкосновенности, разработка закона об импичменте президента, отмена решения о внеблоковом статусе Украины. Среди ключевых положений — судебная реформа. Ранее вице-премьер Украины Владимир Гройсман заявил: депутаты подпишут коалиционное соглашение на первом заседании парламента восьмого созыва. О том, почему так долго победившие на выборах политсилы не могли заключить «договор о намерениях», а также — по каким причинам документ столь длительное не было известно его содержание, корреспондент ГолосUA узнавала у директора социологической службы «Украинский барометр» Виктора Небоженко.
-Виктор Сергеевич, разве это нормально, что так долго не были известны подробности столь важного для страны документа?
—Конечно, нет. И я объясняю это двумя причинами: первая — никак не могут поделить посты в Верховной Раде и Кабмине, вторая — излишние притязания Президента Порошенко на «полупрезидентскую» республику. То есть, он «хочет себе» весь силовой блок. Это правильно, если ты — Янукович или Кучма. Но если ты прошел Майдан и поклялся, что у нас будет демократическая парламентская республика — уже, в общем-то, не следует подобного требовать.
-Зачем Президенту это нужно?
-Я прекрасно понимаю Порошенко: без министра внутренних дел и прокуратуры он не может «держать в руках», контролировать шестьдесят мажоритарщиков, скрытых сторонников Партии регионов. Без этого они будут независимы и начнут поступать так, как считают нужным. Но никто не просил его пропускать в парламент Партию регионов на выборах, и, наоборот, не допускать туда коммунистов. И теперь он просто получает результаты своей наивной политики. То есть, идет борьба за силовиков. А они должны, все-таки, быть «распределены» между исполнительной и законодательной властью. В этом вся проблема.
-Как вы можете оценить обнародованное коалиционное соглашение?
-Вне всякого сомнения, документ неплохой — чтобы удовлетворить ожидания общественности в национал-демократических реформах и движении к Европе. Но так как его подписало много очень разнокалиберных политических сил, очень разных, «выполнимость» этого коалиционного соглашения — крайне низкая.
-Что можно сказать о составе «подписантов»?
-Состав «подписантов» очень скандален, я бы так сказал. Нельзя неожиданно пришедшую к власти маленькую партию «Самопомощь» соединять с изощренными демагогами, такими, как партия Ляшко. Это плохо закончится для коалиции.
-Каким образом?
-Не знаю. Но это — прямо противоположные политические «организмы». Одни построены на демагогии и деньгах Фирташа, другие только-только появились и еще не имеют своего «политического лица». Кроме того, вы же не забывайте: конфликт между пропорошенковскими и про-правительственными депутатами в коалиции будет. Вот два вида противоречий, которые обязательно возникнут — между «Самопомощью» и Ляшко, а также — между депутатами от Порошенко и Яценюка.
-Можно ли спрогнозировать, сколько удастся продержаться такой коалиции?
-Такой — около полугода. И больше не надо. А потом она должна переформатироваться. Ведь слишком все искусственно. На палубе этого «Титаника» оказались совершенно разные люди. И это — не сюжет для хорошего кино, а, скорее, для анекдота.
-Я понимаю, что вопрос в большей мере риторический: и все же, сможет ли новая коалиция сделать что-то полезное для страны?
-Мне трудно сказать. Многое будет зависеть от того, кто окажется на месте главы Верховной Рады и на должности премьер-министра. А Президента мы уже знаем.
-Ваши предположения по этому поводу?
-Премьером, очевидно, будет Яценюк. И не потому, что это нравится Администрации Президента, а из-за того, что международные финансовые институты ему доверяют и он доказал: может мобилизоваться, создать собственную политическую силу. Теперь очередь за главой парламента. Если спикер будет компромиссной фигурой — все плохо закончится. Нужна сильная личность, а не тот, кто будет всегда знать что его вечером станут «дергать за руки-ноги» прямо противоположные олигархи.
-Вы о кандидатуре Гройсмана говорите?
-Нет, Гройсман — это человек-универсал. Он может быть мэром Винницы, Киева, премьер-министром, главой ВР. Я не удивлюсь, если Президент скажет, что он может быть еще и Генпрокурором. Это плохо, печально.
Действующий первый вице-премьер — неглупый человек. Но, оказывается, у Порошенко нет людей, и он «сует» Гройсмана практически на все должности. А это — неправильно. Президент обязан иметь большой выбор, на то он и Президент. Он получил 55% поддержки на выборах и должен принимать на работу лучших из лучших. Но получается, что он берет одного и сует его «во все возможные места». Я не удивлюсь, если Гройсман, в конечном итоге, окажется мэром Киева.
-Возможно, это был бы не самый плохой вариант для столицы?
-Конечно. Он умен и молод. Но попал в совершенно несвойственную ему политику. Он же не знал, что Порошенко будет использовать его во всех направлениях — от министра обороны и Генпрокурора до главы ВР и начальника ЖЭКов (смеется). Так нельзя…
-Будет ли у нас новое правительство через десять дней, как это уже заявлено?
-Думаю, будет. Ведь нас очень сильно «поджимает» МВФ. До Нового года миссия МВФ должна увидеть уже действующий Кабмин. Иначе — у нас возникнут крупные неприятности… Новый Кабмин будет еще и по той причине, что нужно знать «особенности организма» наших депутатов. Они к новогодним праздникам должны уже заказать места в отелях на дорогих курортах в теплых странах. Поэтому — обязательно сформируются и Кабмин, и Верховная Рада.
-Да, «стимулы» у депутатов есть, но только не те, которые сейчас нужны стране…
-Депутаты к Новому году уже должны быть в статусе председателей и членов парламентских комиссий. И дело не в том, что они нас очень уважают. Просто — новогодние праздники «на носу». Поэтому для них очень важно все это быстренько закончить.