Марина Иванова
08:08 01/11/2016

В. Небоженко: “Нацбанк не вправе влиять на кадровую политику парламента”

Нацбанк Украины обратился к председателю Верховной Рады Андрею Парубию с предложением заменить председателя и часть состава комитета ВР по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергея Рыбалку в связи с непрофессионализмом, политической заангажированностью, — говорится в сообщении НБУ. В конце сентября глава комитета ВРУ по вопросам финансовой политики и банковской деятельности Сергей Рыбалка призвал Гонтареву к ответу о деталях сделок по деньгам Януковича. И вызвал главу НБУ в парламент. О причинах и последствиях «войны» между НБУ и Верховной Радой корреспондент ГолосUA беседовала с политологом Виктором Небоженко.

— Виктор Сергеевич, может ли влиять Нацбанк на кадровые вопросы в Раде? И почему появилось требование Гонтаревой о кадровых ротациях в профильном комитете?

— Это, прежде всего, говорит о деградации парламента — до такой высочайшей степени. Кто такая Валерия Гонтарева? Не было бы Порошенко, многие вообще не знали бы о ее существовании. Но глава Нацбанка собирается не просто сделать какие-то законодательные предложения через свою политическую силу, а она у нее есть — Блок Петра Порошенко. Гонтарева вместо этого предлагает конкретные изменения в структуре парламента.

— Глава НБУ вправе вносить подобные предложения?

— Этого ни в коем случае нельзя делать. Но я о другом. Это говорит о том, что даже Гонтарева, с ее политической близорукостью и непониманием того, в каком она деле участвует — и то позволяет себе издеваться над парламентом.

Я бы на месте Парубия страшно возмутился и зачитал бы это в Верховной Раде. Предложил бы всему составу депутатов дать свою оценку деятельности главы Нацбанка. Ведь сегодня Гонтарева заявила, что ей не нравятся кадры, которыми она не может управлять, а завтра какой-нибудь начальник городской милиции или «бриллиантовый» прокурор потребует того же.

Парламент — законодательный орган, и с ним так поступать нельзя. Рада может делать ошибки, но это — коллективный орган, выражающий волю Украины, а не Гонтаревой или Порошенко.

— Что означает появление подобных заявлений?

— Это говорит о слабости нашего парламента, которая достигла такой степени, что любой всесильный фаворит президента может легко его критиковать и расправляться с ним. Это — очень плохо. Сама Гонтраева — «не подарок». Однако я категорически против того, чтобы появлялись какие-то законопроекты, которые ущемляли бы деятельность и независимость Национального банка, невзирая на то, кто его возглавляет — Гонтарева или кто-то другой. Но когда глава НБУ берется управлять кадровой политикой парламента — это никуда не годится: ей сегодня не понравился Рыбалко, а завтра, не дай Бог, не понравится сам Парубий. Что тогда будут делать?

Гонтарева имеет право настаивать на принятии законопроектов через «своих» политиков, но ни в коем случае не может требовать кого-то снять. Она просто неадекватно оценивает степень  своей близости к Президенту. Интересно, кстати, мнение Петра Порошенко по поводу антипарламентской деятельности Гонтаревой.

— Как парламент отреагирует на это заявление?

— Да, большим и «плотным» мужским смехом. Такого не было за все двадцать пять лет независимости. Но они не бросятся выполнять пожелания Гонтаревой, такого не будет.

— Почему вообще возникла эта «война» между НБУ и парламентом?

— Традиционно в государствах, испытывающих экономический кризис, есть «война» между экономическим комитетом парламента, комитетом по финансам с Минфином и Нацбанком, и наоборот. Этот «треугольник» всегда появляется — из-за соперничества в том, кто должен распределять деньги и отвечать за инфляцию. А в стране, где порядок, все иначе. Но это «война» не между всем составом парламента и НБУ, а только с соответствующими отраслевыми комитетами. Конечно же, рабочие трения бывают. Но  чтобы глава Нацбанка требовал снятия главы комитета — исключительный случай. И глава комитета тоже не имеет права говорить, что ему не нравится Гонтарева.

— Недавно появилась информация, что возглавлять Совет НБУ будет Богдан Данилишин, по квоте Порошенко…

— Шесть лет Совет НБУ возглавлял сам Порошенко. И он прекрасно понимает, что там должны быть исключительно доверенные люди. Вот и назначает их.

— Это не может быть «первым звонком» к отставке Гонтаревой?

— Ни в коем случае. Гонтарева выполняет работу, на которую отважится не каждый банкир. Это — очень редкий «вид» главы Нацбанка. В Восточной Европе подобных случаев нет. Поэтому она — очень ценный человек для Президента, и он будет держать ее в кресле главы Нацбанка до последнего.

Читайте также по теме