По словам Президента Петра Порошенко, после принятия закона «Об особом статусе некоторых территорий Луганской и Донецкой областей», регион получит частичную самостоятельность. О смысловом наполнении этого статуса и том, как это скажется на дальнейшей судьбе Украины , корреспондент ГолосUA рас спросила политолога, директора социологической службы «Украинский барометр» Виктора Небоженко.
-Виктор Сергеевич, что подразумевается под словосочетанием – «особый статус некоторых территорий Луганской и Донецкой области»? Как это соотносится с нашей Конституцией?
-Во-первых, нужен закон, такие вещи не принимаются Указом Президента. А если это по Указу Президента – значит, ровно на три месяца. То есть – не на большой срок, потому что необходимо законодательное обоснование. Закон, который бы урегулировал «остановку» каких-то частей Конституции Украины и других актов именно на этой территории.
-Подобных прецедентов в нашей новейшей истории еще не было…
-У нас есть только один пример – это так называемая «Чернобыльская зона». Есть закон о ликвидации последствий Чернобыльской аварии.
-Возможны ли здесь аналогии? Как отреагирует на инициативы Президента парламент?
-Скорее всего, часть политиков будет интерпретировать это так: «Донецкая зона по ликвидации последствий российской агрессии». Вот так: часть территории будет окружена, как и Чернобыльская зона. Там будут свои законы. Вполне возможно, что будет присутствовать и какая-то своя администрация, по договоренности с Президентом. Это будет пятьдесят на пятьдесят – доли влияния Украины и России.
Собственно, влияния самих ДНР и ЛНР, как это ни пикантно, будет очень мало. Россия сейчас полностью повторяет там опыт Крыма, вводится российская пенсионная система, российские рубли. Поэтому говорить о каких-то чертах независимых государств не приходится. Если там будет ходить валюта соседней страны – это же нельзя назвать независимостью, верно?
По всей вероятности, это будет аналогичная Чернобыльской зона, окруженная мощными фортификационными сооружениями, стенами. Со своим въездом, выездом и так далее.
-В то же время, эта территория останется частью Украины?
-В любом случае, международная ответственность будет лежать на Украине. Главное то, что предприятия, учреждения, которые находятся в особой Донецкой зоне, все равно — в юрисдикции украинского МИДа и украинской внешней торговли. То есть, никто с ними (кроме россиян, конечно – контрабандным способом) торговать не будет. У них ведь не будет документов Киева.
Это – как сейчас в Приднестровье. Оно обладает характеристиками независимого государства, но, на самом деле, вся торговля и легальная экономика связана с Молдавией. Из Молдавии только их и принимают к участию в международной торговле.
-Почему для части Донецкой и Луганской областей принят именно этот вариант? Ведь АТО проводилось как раз для того, чтобы его не допустить?
-Да, это компромисс с Путиным. Путин отказался от идеи Новороссии, а мы временно отказались от подавления восстания. Это – промежуточный вариант для обеих сторон. Потом Путин соберет силы, Украина соберет силы – и все начнется сначала.
-Примет ли Рада этот вариант? Порошенко предлагает конституционные изменения для децентрализации…
—Нужно было раньше радикально менять систему всего местного самоуправления, не выделяя Донецк. Но Президент пошел другим путем. Он все-таки бизнесмен, привык «решать вопросы». И ему кажется, что он решил этот вопрос. А, на самом деле, он страшно усложнил судьбу Украины.