Во время итогового отчета правительства в Верховной Раде премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил, что реформы в системе среднего образования и в медицине в 2015 году были, фактически, неуспешными. При этом премьер озвучил и свою готовность уйти в отставку. Выступление Яценюка прервал депутат от БПП Олег Барна, попытавшийся унести премьера с трибуны, после чего в парламенте завязалось драка. О том, почему в Раде происходят подобные события, а также — смогут ли депутаты в ближайшее время принять бюджет-2016, корреспондент ГолосUA узнавала у директора соцслужбы «Социальный мониторинг» Виктора Небоженко.
-Виктор Сергеевич, премьер заявил о готовности покинуть свой пост. Что происходит в стране? Может ли дальше правительство брать на себя какую-то ответственность?
-Я готов ответить, что правительство не может отвечать за страну. Но дело в том, что замены Яценюку нет. Все депутаты, называющие себя сейчас правительственным большинством, уже взяли билеты в теплые края. И у них — «высокое звание» не просто депутатов, а членов парламентского большинства, подтверждение их «первосортности». Поэтому, что бы там кто ни говорил, если они проголосуют против Яценюка — уезжают отдыхать на южные моря, уже как обычные депутаты. А им этого не хочется. Так что дело не в Яценюке, а в нежелании парламентской коалиции распадаться. Есть еще один вариант, когда Президент использует «ширку», то есть, депутатов от Оппозиционного блока, плюс — своих депутатов, чтобы голосовать против Яценюка. Но я так понимаю, что Байден и приезжал, чтобы «на чистейшем английском языке» сказать Порошенко, что этого делать не нужно.
-Каких еще «сюрпризов» можно ожидать от парламента до конца текущего года?
-Честно говоря, большей сенсации, чем «объятия» и драка Барны с Яценюком, я в будущем не вижу. Рада проголосует — и Яценюк останется премьером. Но дело не в том, что нужно менять министра здравоохранения или министра образования, и необходима ротация 80% глав министерств. На самом деле, главная проблема — коррупция. Кабмин каким-то образом должен «попасть под колпак» Антикоррупционного бюро, вот что важно. Но депутаты сосредоточились на другом: кто из их друзей попадет в «новые министры». Их не интересует судьба Яценюка, они прекрасно знают, что он останется премьером. Они лишь волнуются, как будут решать свои лоббистские дела в тех или иных министерствах.
— Отсюда и заявления Арсения Петровича в духе «все, я устал и ухожу»?
-Да, он знает, что его не отпустят. Уверен, что все для него закончится благополучно. Да, Порошенко может «подключить» Оппоблок и депутатов, близких к Администрации Президента, их гораздо больше, чем во фракции БПП, есть 240 человек. Но он этого не делает. Значит, сработает парламентское большинство. А оно не имеет своего кандидата на пост премьера. Весь вопрос в том, насколько глубоко должен будет подвергнуться реконструкции Кабмин. Это — главное. А не бюджет, который все равно останется в ручном режиме. Ведь мы зависим от ручного управления МВФ, а не от экономики. Налоговый кодекс тоже будет изменен после первого квартала, в зависимости от того, какие налоги собираются, а какие — нет. Так что примут бюджет и Налоговый кодекс, а затем будут менять и тот, и другой документ.
-Глава фракции БПП Юрий Луценко с одной стороны, осудил поступок Барны, с другой — заявил, что исключать его из фракции не будут…
Раз Барна оскорбил премьера, всем депутатам нужно возмутиться. Луценко дает интервью и «остроумничает» от имени парламентского большинства. А кто-то льстит премьер-министру или будет оскорблять его как-то иначе. Мы все это уже наблюдали. Барна не умеет так красиво уходить от ответов, как Луценко, зато — умеет нападать. А пока одни депутаты дерутся, другие голосуют, третьи лоббируют: там же «разделение труда», все чем-то занимаются, приобрели какие-то роли…
-Сколько еще в подобном русле может продолжаться этот процесс в Раде?
-До мая 2016 г. Потом наступает самое неприятное и для технической коалиции, и для Оппозиционного блока, и для парламентского большинства, и для Президента, и для премьера: начинаются беспорядочные, хаотичные выступления в крупных городах страны. Это действительно реально. И тут уж никакие хитрости, никакой Барна, никакой Луценко, Яценюк или Порошенко ничего сделать не смогут. Нужны какие-то конкретные результаты работы. Поэтому произойдет «переход количества в качество»: люди ожидают этих результатов, терпение заканчивается, и источником своих неприятностей они начинают видеть либо Президента, либо премьер-министра, либо Верховную Раду. Будет решаться вопрос, кто станет «козлом отпущения» за два с половиной года топтания на месте. Люди начнут искать способы давления на власть, и это уже будет очень серьезно, тут уж никакой Барна не поможет. А там — «как карта ляжет», то ли досрочные выборы, то ли смена правительства, то ли что-то другое.