В преддверии парламентских выборов улицы украинских городов украсились огромным числом билбордов и ситилайтов. Если верить внешней рекламе, многие политические партии в скором времени сделают нашу жизнь легче, справедливее и достойнее. Однако, наблюдая этот рекламный поток, невольно задаешься мыслью: почему бы «державным мужам» не направить огромные рекламные бюджеты на реальную, а не виртуальную поддержку экономики? За ответом на этот и другие вопросы корреспондент ГолосUA обратилась к руководителю службы «Украинский барометр» Виктору Небоженко.
-Виктор Сергеевич, почему будущие и действующие политики выбрасывают огромные деньги на рекламу, при этом призывая украинцев «потуже затянуть пояса» в ожидании нелегкой зимы?
-Это – очень серьезный вопрос. К сожалению, придется отвечать на него несколько парадоксально. И ответ будет, в некотором роде, печален. Дело в том, что в Украине бизнес и политика – как два однояйцевых близнеца.
Зарабатывать в бизнесе можно двумя вещами. Либо – через коррупцию, подкупая политиков, получая выгодные контракты и избавляясь от конкурентов. Либо – через организацию бизнеса.
-Риторический вопрос: какой вариант может «работать» в Украине?
—Уже двадцать лет украинский бизнес пытается ответить на вызовы политики, а не экономики. Это ярче проявляется во время войны, когда, по всем законам классической политэкономии, любое производство уменьшается, а рынок сужается.
Поэтому — ничего удивительного нет в том, что бизнес старается коррумпировать политику или пройти в нее. Только будучи депутатом Верховной Рады или «купив» депутата парламента, бизнесмены могут защищать и увеличивать свой бизнес. К сожалению, эта практика работает. Гораздо выгоднее вложить 5 млрд долл в избирательную кампанию, «раздавив» своих конкурентов или честных, нормальных политиков. Но зато потом, в течение года, получить «нужное» голосование.
Бизнесмен выбирает два варианта: либо тяжелый труд по созданию рабочих мест, маркетинг, дистрибьюцию, организацию продаж, и так далее. Или – он вкладывает деньги в избирательную кампанию, коррумпируя избиркомы и нищих избирателей. Затем – приходит в Верховную Раду. И, в какой бы фракции не находился, легко компенсирует свои расходы.
-Сможете привести примеры?
-Знаю одного бизнесмена, он заработал полтора миллиарда долларов. Сейчас стал большим политиком, и его состояние – уже три миллиарда. Хотя во время войны состояние бизнеса только «тает».
-Это – что касается бизнеса. Но многие политики также «выбрасывают» огромные средства во время избирательной кампании…
-Сейчас очень многие политики бояться попасть под так называемую «люстрационную волну». Единственное исключение, «форточка», при котором коррупционер от политики может сохранить себя в будущем – стать народным депутатом.
Вот почему сейчас тратятся огромные суммы для того, чтобы любыми путями оказаться «под зонтиком» Верховной Рады. И такие огромные расходы идут на рекламу, а также на подкуп избиркомов, центральных институтов подсчета голосов и избирателей. Такого, конечно, в Украине еще не было.
-В этом контексте, как еще отличаются парламентские выборы-2014?
-Почему именно сейчас подкуп играет такую роль? Скажу, как политтехнолог: сейчас очень ограничено время, скоростные, досрочные выборы. Мало времени, чтобы донести какие-то программы, идеи до избирателей. И кандидаты в депутаты предпочитают просто купить голоса.
-Выбирают наиболее простой способ оказаться в парламенте?
-Да. Зачем убеждать «покупателей», что у вас «товар» лучше?
—Бизнес, попав в политику, защитит свои интересы. Есть ли какая-то надежда, что это поможет развиваться экономике, ли это – путь «в никуда»?
-Нет, я же сказал, наш бизнес настроен исключительно на то, чтобы не дать возможности через реформы разорвать эту «пуповину» коррупции. Все эти каналы, которыми бизнес «присосался» к политике. А политики, в свою очередь, используют бизнес.
К сожалению, во время чрезвычайного положения, в котором сейчас пребывает Украина, эта связь еще более укрепилась. И разорвать ее в ближайшие несколько лет будет крайне трудно. Нужны будут какие-то огромные усилия, большая политическая воля, со стороны политических лидеров. Но пока «на горизонте» их нет.
-Каково происхождение средств, которыми «сорят» во время избирательной кампании кандидаты?
-У нас нет официальных бюджетов на такие расходы. Официальные – настолько мизерные, микроскопические, что с ними не считается даже Центризбирком.
-На волне патриотизма, которая сейчас поднялась в Украине, «продадутся» ли избиратели?
-Эти методы, к сожалению, сработают. Потому что патриотизм быстро превращается у нас в волну популизма.
-Что вы думаете о войне компроматов, которая идет сейчас в СМИ?
-Сейчас, наряду с кризисом самой Украины, происходит и кризис отечественного олигархата. Олигархи либо должны выезжать за границу, либо сядут в тюрьму, либо — попадут во власть. Так как «сужаются» ресурсы, они начинают отбирать собственность друг у друга.
-Ваш прогноз – во что «выльются» эти процессы?
— Это такая, знаете ли, такая форма «политического СПИДа», которым больна Украина. Он будет длиться очень долго. Нас же «подлечивают», не забывайте об этом. Россия «прижигает» нам раны, Запад дает нам финансовые «таблетки». Так что – нас «лечат» с разных сторон, разные врачи и по-разному. Мы так и будем корчиться, кричать, а нас будут все меньше и меньше слышать. Ведь ни Россия, ни Европа нас уже, практически, не слышит. Они на крики и судороги Украины не обращают внимания. Но то, что мы будем «болеть» долго – уже всем понятно.
-А варианты выхода есть? И каким будет продолжение нынешних событий?
-Досрочные выборы после роспуска новоизбранной Рады, поджог «Рейхстага», попытки военных переворотов. Майдан хорош, когда сто тысяч человек слушают умные лозунги лидеров. А сто тысяч с оружием – дольше десяти минут не постоят. Вот какая череда «чудных событий» нас ждет.