- Близятся президентские выборы. И если в стане власти нет никаких разногласий по поводу единого кандидата, то у оппозиции все чаще возникают недомолвки, несогласованные заявления и мнения, вплоть до отказа принимать участие в совместных митингах. После слияния партий «Батькивщина» и «Фронт змин» последовало резкое заявление Виталия Кличко о том, что его «УДАР» ни под какими слияниями не подпишется. Означает ли это, что В. Кличко наносит или готовится нанести удар по оппозиции и какова дальнейшая судьба оппозиционного триумвирата, Голос UA расспросил политолога, главу социологической службы «Украинский барометр»Виктора Небоженко.
- — После слияния «Фронта змин» и ВО «Батиькивщина» в одну партию последовало заявление от Виталия Кличко, о том, что его партия «УДАР» не будет объединяться с другими оппозиционными партиями. С чем связано такое заявление, с подготовкой к президентским выборам-2015?
- Да, безусловно, это подготовка к выборам президентским. И дело в том, что у нас по прежнему формируются партии не по политическим взглядам электората или политической элиты, а создаются партии лидерского типа. Например, Партия регионов принадлежит исключительно Виктору Януковичу, хоть и не прямо. Если завтра он сбежит из страны, то Партия регионов быстренько развалится или превратится в несколько других партий: Партию веселых или печальных регионов. То же самое с Тимошенко. Партия «Батькивщина», даже если Яценюк и получил ее во временное пользование, она все равно принадлежит одному лидеру. Она сделана, заточена под одного лидера. В свое время по такому же принципу существовала партия «Наша Украина». Она была исключительно сделана под Ющенко, а не как классическая партия. И такая же ситуация сейчас с партией «УДАР». Слово «УДАР» ассоциируется с самим В. Кличко. Он хозяин этой партии и никто другой не сможет заменить его. Партии лидерского типа не умеют объединяться в отличии от партий идеологического типа, как КПУ. Там лидеры могут меняться, потому что есть идеологическая оболочка. Поэтому на самом деле объединение невозможно между «Батькивщиной» и «УДАРом» — партии лидерского типа слить никак не получится.
- — Только если одного из лидеров посадят, например…
- Да, если в отношении одного из лидеров репрессии, тогда партии могут быстренько объединятся, особенно на уровне областей, там особенных проблем нет, политические активы в областях очень маленькие, эти люди легко перетекают из одной партии в другую. И поэтому большой разницы нету. Вот почему прозвучало такое заявление от В. Кличко. Во-первых, потому что скоро президентские выборы, и каждый кандидат в президенты должен иметь свою политическую силу. И если он эту силу потеряет, то соответственно понизится и рейтинг. А с другой стороны, эти партии лидерского типа вообще не соединимы. Возможно слияние партий с каким-то партийным руководством, но в партии одного лидера слияние невозможно. И никакого негатива или позитива в этом нет.
- — Такое заявление от В. Кличко может свидетельствовать о том, что именно он станет единым кандидатом от оппозиции, или внутри оппозиционных сил борьба дойдет до того, что мы получим трех соперников В. Януковича на выборы-2015?
- Пока оппозиция на этапе борьбы нервов. Во-первых, все кандидаты от оппозиции испытывают друг друга. Во-вторых, оппозиция предлагает посредством рейтингов выбрать наиболее интересного кандидата в президенты, то есть договариваются не политики, как это происходит во всем мире, а предлагается такой себе праймериз: люди, выберите, кто из нас самый лучший. Однако это один из самых худших и примитивных, но романтических ходов. Вот сейчас все три кандидата от оппозиции переживают такой сложный период. Мол, мы посмотрим, кто наберет рейтинга больше, кто будет выглядеть лучше. Однако, это не должно быть задачей электората. Такое возможно только в развитых демократических странах, где во время избирательной кампании несколько оппонирующих власти политических сил добиваются уважения у электората. В нашем случае, когда имеем режим жесткой личной власти Президента Виктора Януковича, где есть единый представитель власти и монополия власти, должен быть и единый представитель от оппозиции — вот и все. Поэтому нашим оппозиционерам все равно придется договариваться, а если они пойдут на выборы отдельно, тогда мы сможем говорить, что это план власти. Идя разделенными колоннами, оппозиция проиграет, потому что население не имеет права выбирать и не сможет выбрать из нескольких — это должен быть договор сильных политиков в отношении единого кандидата. Мало того, что они не умеют вести себя в парламенте и требуют, чтобы население их поддержало, хотя мы их выбрали, чтобы они защищали наши интересы, так они еще могут предложить: выберите кого-то из нас. Ну это совершенно ненужный и очень рыхлый, очень неудачный демократический ход. Я уже не говорю, что откат от избрания одного кандидата, который принят с легкой руки Тимошенко, приводит к полному политическому тупику и для Тимошенко — значит, она не сможет быть единым кандидатом.
- — По информации СМИ, на Западе единым кандидатом в Президенты от оппозиции хотят видеть В. Кличко. Как бы вы это прокомментировали и кто по вашему мнению мог бы стать реальным единым кандидатом в Президенты от оппозиции?
- Пока рано говорить. Мало шансов естественно у Тягныбока. Но ему это и не надо, он боится. Слишком огромные деньги олигархи дадут ему, и он боится, что в этом смысле гораздо быстрее повторит судьбу Ющенко. А реальная борьба развернется между Яценюком и Кличко. Тут трудно сказать. Одни говорят, что это борьба между Европой и Соединенными штатами, где каждый хочет своего кандидата. Европа будет предлагать Кличко, а США — Яценюка. Другие говорят, что это борьба между Западом и Кремлем. Правда, кто тогда кремлевский кандидат — трудно себе представить. Так что, честно говоря, рано еще об этом говорить. И потом вы же не забывайте, ближе к выборам выйдут дополнительные кандидаты, так называемые «темные лошадки», которые будут говорить то же самое, что Яценюк и Кличко, но более ярко. Вот это будет большой проблемой для нашей сытой оппозиции.
- — В связи со слиянием «Батькивщины» и «Фронта змин» появляется различная информация о том, что Юлия Тимошенко теряет влияние на партию и что Яценюк и его команда вытеснят людей Тимошенко из главенствующих позиций в партии…
- Первое, что случилось при слиянии «Батькивщины» и «Фронта змин» — Яценюк избавился от неудачного партийного проекта. Это партийный проект, который делали ему московские политтехнологи. Ему нужно было как можно быстрее избавляться от этого «фронта». По поводу вытеснения руководства — конечно же это будет, конечно Яценюк попытается захватить оперативное управление партией, но без Тимошенко все равно партии не будет. Это партия лидерского типа, он может только порулить ею, но до возвращения Тимошенко. Если бы партия была идеологического типа, то он смог бы заменить Тимошенко. Но это партия лидерского типа.
- — То есть в Украине работает, что называется, аргумент «сильной руки»?
- Ну не сильной руки, а как бы имидж сильной личности, намек на сильную личность.
- — По поводу недавней встречи Яценюка с Януковичем и отказа Кличко и Тягнибока идти на эту встречу. Какие резоны были у Яценюка самолично идти на встречу с Президентом?
- Во-первых, он (Яценюк — ред.) правильно политически поступил. Во всех странах, где идет ожесточенная политическая борьба, все равно первые лица страны встречаются с первыми лицами оппозиции. Это абсолютно верно, потому что есть так называемые национальные интересы, которые выше политических интересов. Во-вторых, встреча с Президентом помогает избежать политических интриг в собственном окружении, как окружении Януковича, так и Яценюка. То есть, когда вы выясняете отношения напрямую, вас никто не разводит, это великое дело. Ведь сила многих людей в окружении Януковича только в том, что они торгуют именем Януковича. Поэтому политически Яценюк правильно поступил.
- — А каковы реальные результаты этой встречи?
- Ну какие там результаты встречи. Если Янукович ни разу за три года не встречается с лидерами большинства, которое сражается от его имени в парламенте, то какие результаты могут быть от встречи с оппозицией, если Президент пренебрегает большинством в парламенте, которое ему неинтересно. А неинтересно не потому, что он вот такой плохой человек, а потому что мы перешли к президентской республике, где парламент играет второстепенную роль. Поэтому, естественно, Президенту нет смысла переживать за парламентское большинство, потому что все решается через Администрацию президента или указом Президента премьер-министру и министрам. Тем более ему неинтересна оппозиция. Однако ему нужно перед саммитом в Вильнюсе, перед возможным подписанием договора об ассоциации с ЕС, набрать какие-то демократические очки. А теперь, после встречи с Яценюком, он может сказать, я не сплю ночами, тяжко работаю и договариваюсь с оппозицией. От этой встречи каждый выиграл свое: Яценюк показал, что он оказался мудрее двух своих товарищей, а они оказались провинциалами…
- — То есть, мы можем говорить, что Яценюк фактически сыграл на руку Президенту…
- Да, но и Президент сыграл на руку Яценюку — он признал его главным среди оппозиции. Где-то сейчас в это время сидят Яценюк, Тягнибок и Кличко и Яценюк им рассказывает, о чем он говорил с Президентом, а не они ему. Он носителем информации оказался. А наверняка какой-то суровый разговор был. Так что в данном случае и Президент выиграл, и Яценюк выиграл. Яценюк поступил политически рискованно, но грамотно. А двое остальных лидеров оппозиции проявили некоторую провинциальность. Но тут дело не в этом: есть подозрение, что у них есть некоторые контакты в президентской администрацией или с кем-то из коммуникаторов Президента, поэтому им не нужен непосредственный контакт. Такое же тоже может быть. Им не надо никуда ходить, потому что они приказы получают и так.
В Грузии у здания Центральной избирательной комиссии проходит акция протеста против утверждения...