- Летом, в период отпусков, многие автолюбители отправляются путешествовать на собственных авто. Это очень удобно: можно взять с собой все необходимое и «еще чуть-чуть», правда, если габариты автомобиля позволяют. А для некоторых отпускников машина даже становится на время каникул «домом на колесах». Но вот незадача – без топлива автомобиль бесполезен, а в некоторых регионах найти качественное, которое бы не навредило двигателю – задача практически невыполнимая. О том, как выбирать качественный бензин, корреспондент ГолосUA расспросил директора энергетических программ Центра им. Разумкова Владимира Омельченко.
- — Владимир, сейчас многие украинцы путешествуют на автотранспорте и сталкиваются с проблемой заправки авто. Как найти АЗС, торгующие качественным топливом?
- — В первую очередь, надо обратить внимание на брендовые АЗС. Они ценят свое имя, и не заинтересованы в реализации некондиционного или фальсифицированного топлива. Если они лишатся репутации – больше от этого потеряют.
- К сетям, торгующим более качественным бензином, можно отнести такие компании, как «VOG», «КЛО», «Shell», которые себя уже давно и хорошо зарекомендовали на украинском рынке. Они, в основном, реализуют импортное топливо, из Литвы, Беларуси, Румынии. Этим заправкам можно доверять.
- Малоизвестных же, не брендовых заправок – небольшое количество, не более пяти по Украине. В таких сетях достаточно рискованно заправляться.
- — Почему?
- — Они не очень берегут свое имя, зарабатывая «быстрые» деньги. И могут заниматься разбавлением, получением фальсификатов, и так далее. Они могут использовать некачественные добавки, реализовывать бензин на основе некондиционного сырья – не чистой нефти, а каких-то ее побочных продуктов.
- К сожалению, заправка на них раз на раз не приходится. Поэтому лучше покупать топливо на заправках известных брендов.
- — Мы ввозим фальсификат или он производится у нас, на территории страны?
- — Это – внутренняя проблема Украины. Хотя сейчас поднята «волна», что фальсификат ввозится из-за границы, что надо бороться с фальсификатом, который идет по импорту, на самом деле – это прикрытие, чтобы определенным компаниям создать в Украине комфортные условия. Можно сказать с уверенностью, что на 99% весь фальсификат производится у нас, внутри страны.
- Двигатель от такого бензина или дизтоплива может повредиться. Может быть, не сразу, но при заправке некачественным топливом снижается его эксплуатационный срок.
- — В каких регионах самая тяжелая ситуация?
- — Фальсификат может быть в любом регионе. Ведь, к сожалению, с 2008 система контроля качества нефтепродуктов на государственном уровне практически отсутствует, бюджет ее не финансирует. Сети заправок вынуждены заниматься «самоконтролем», который, фактически, на их совести. Те сети, которые заинтересованы в развитии, раскручивании своего бренда, наращивать стоимость своего бизнеса, достаточно придирчиво и скрупулезно относятся к качеству нефтепродуктов, имеют систему проверок.
- Но есть, наоборот, определенные сети, зарабатывающие деньги на фальсификате. Поэтому, где бы вы в Украине не были – рискуете заправиться некачественным топливом. Никто от этого не защищен.
- Если вы поехали отдыхать на автомобиле, необходимо очень внимательно смотреть на стоимость нефтепродуктов. Если она значительно меньше рыночной – можно гарантировано утверждать, что это – фальсификат. Не надо «покупаться» на дешевизну.
- — Если что-то случилось с двигателем после заправки некачественным бензином, что делать потребителю?
- — Теоретически можно побороться, но доказать что-либо в этом случае сложно. Государству дорого содержать специальные лаборатории, инфраструктуру. И мы знаем, как у нас работает правовая система. К тому же, сети АЗС могут «хорошо работать» с судебной системой и с государственными органами. Не исключено, что права потребителя в этом случае останутся не защищенными.
Заместитель директора по коммерческим вопросам ПАО «Укрнафта» Сергей Федоренко прогнозирует весомое увеличение...