Украина отчаянно пытается найти аргументы для снижения цены российского голубого топлива. Кроме того недавний визит Президента Виктора Януковича в Туркменистан проявил стремление руководства государства диверсифицировать источники поставки природного газа в Украину. Оценкой успешности газовых переговоров и прогнозами относительно возможной стоимости газа в следующем году, а также собственным видением того, кто в Украине будет иметь дешевый газ, поделился с корреспондентом «ГолосUA» ведущий эксперт энергетических программ Центра им. Разумкова Владимир Омельченко.
— Владимир, как можно оценить нынешнее состояние Украины в газовом вопросе? Ввиду того, что уже в октябре российский газ пойдет в обход нашей территории по “Северному потоку” в Европу?
— Это уже давно планировалось. И, по моим прогнозам, даже если будет запущена вторая очередь «Северного потока», а этого можно ожидать в 2013 году, Украина все равно сохранит свои позиции ведущего транзитного государства. Но потеряет достаточно значительные объемы транзита. Если сегодня через украинскую ГТС транзитируется около 100 миллиардов кубических метров российского газа, то после 2013 года этот показатель может составить 70-80 миллиардов кубов.
— Что тогда означают слова премьера России Владимира Путина относительно того, что после введения в действие «Северного потока» российско-украинские газовые отношения станут более рыночными?
— Это же политика. Он посылает мессиджи не только для Украины, но и для собственного электората. К тому же, сейчас в России идет избирательная кампания. Поэтому, как говорится, российские власти "набивают себе цену" — мол, видите, мы построили «Северный поток», избавились зависимости от Украины. Однако Украина, несмотря на все эти заявления, останется ведущим транзитным государством еще на долгий срок. В этом не может быть никаких сомнений, несмотря на заявления любых политиков.
— То есть, у нас в газовых переговорах с Россией остается этот "козырь"?
— Остается. Но не нужно его так часто использовать. Потому что мы не можем перекрыть транзит России, из-за контрактов. Это, скорее, не козырь, а, как говорится, преимущество Украины. Кроме того это еще и большая ответственность.
— Что вы можете сказать о недавней "угрозе" Премьер-министра Украины Николая Азарова относительно демонтажа украинской ГТС? Это тоже политика?
— Он сказал, что у нас нет четкого понимания, нужна ли европейцам и россиянам украинская газотранспортная система. Если нет — тогда мы ее можем демонтировать. И это, опять-таки, чисто политическое заявление. Оно направлено на электорат, на какой-то международный резонанс. Но не имеет ничего общего с реальностью. Нужно более спокойно относиться к заявлениям политиков, потому что они произносят их из собственных соображений, которые часто не имеют никакого отношения к фактическим событиям.
— Своеобразные "политические игрища" с обеих сторон?
— Да, рассчитанные на то, что кто-то "клюнет", или чтобы показать себя умными и сильными. Но это чисто политические игры, ничем не обоснованные. И я бы не рекомендовал прессе настолько на все эти заявления реагировать.
— Можем ли мы вообще и в какой временной перспективе ожидать поставок дешевого туркменского газа? Этот вопрос обсуждался во время встречи президентов Туркменистана и Украины?
— В целом, Украина в ближайшее время не может на это рассчитывать. Дешевый туркменский газ могут получить, разве что, отдельные предприятия, в первую очередь компания "ОСТХИМ" группы Дмитрия Фирташа. Ведь эта компания нашла общий язык как с Туркменистаном, так и с российским "Газпромом", сбалансировав интересы в совместных проектах, связанных с химической промышленностью. Поэтому "Газпром" разрешил транспортировать часть среднеазиатского газа до территории Украины. Пока это около двух миллиардов кубометров, до конца года может быть около четырех миллиардов. Но это локальные поставки.
— Тогда о чем именно Президент ездил в Туркменистан договариваться?
— По этому вопросу на межгосударственном уровне не было подписано ни одного серьезного документа. Они договаривались о перспективах сотрудничества в различных областях. В том числе, по добыче углеводородов на шельфе туркменского Каспийского моря. Хотя, возможно, шел разговор и о том, чтобы Туркменистан уже сейчас поставлял природный газ в небольших количествах по территории России — для определенных бизнес-структур, которые находятся в Украине и смогли договориться с "Газпромом".
— Я слышала экспертное мнение, что в случае, если Украина сможет заключить крупный контракт на поставку туркменского газа, то "газовые проблемы" могут стать трехсторонними, украинско-российско-туркменскими, а не только российско-украинскими, как это есть сейчас. И тогда уже Туркменистан должен будет договариваться о транзите своего газа в Украину. Учитывая также то, что Россия не выбирает полные объемы туркменского газа.
— Думаю, ключевой здесь является позиция России, поскольку она — главный транзитер туркменского газа. Еще Рокфеллер сказал, что контролирует рынок энергоносителей тот, кто контролирует их транспортировку. Если бы "Газпром" со всеми странами работал в правовом поле, на принципах партнерства, думаю, проблем не было бы. К сожалению, российские власти часто использует "Газпром" в собственных политических интересах. Поэтому и с транзитом среднеазиатского газа есть проблемы. Отдельные бизнесмены договариваются с "Газпромом", идя на какие-то компромиссы, предоставляя ему какие-то "привилегии".
Но, в целом, государство не может играть "в поддавки" с "Газпромом". Поэтому рассчитывать, что сейчас возобновятся поставки газа из Туркменистана, как это было до 2006 года, мне кажется, не стоит. Кроме того, Украина имеет контракт с Россией, есть условие "бери или плати". И куда эти дополнительные объемы туркменского газа девать, мне, честно говоря, непонятно. В таких условиях получается — некий бизнесмен закупает газ в Туркменистане, а Украина должна выбирать дополнительные объемы у "Газпрома" и платить. Здесь существует противоречие государственных интересов и интересов бизнес-структур.
— То есть — это не диверсификация? Какой же выход из газового кризиса у Украины?
— До тех пор пока единственным путем поставки среднеазиатского газа в Украину является Россия, речь о диверсификации не идет. Во время правления Ельцина в 90-е годы, а также в начале 2000-х, общий знаменатель российско-украинских газовых отношений находился, и туркменский газ мог транспортироваться в Украину. А после усиления новой команды в России полностью изменился вектор работы с бывшими советскими республиками. Со странами бывшего СССР Россия пытается перевести отношения из партнерских в состоянии подчиненных.
— В бюджете на 2012 год заложена довольно высокая цена газа — на уровне 414-416 долларов за тысячу кубометров. Какой она будет в действительности?
— Думаю, в бюджете-2012 заложена максимальная цена. Я считаю, что это — некий критический вариант. Даже в случае, если теперешний контракт с Россией останется действующим, на мой взгляд, цена российского газа для Украины в 2012 году будет в диапазоне 380-400 долларов за тысячу кубов. Мне кажется, что правительство на 20-30 долларов превысило среднюю годовую цену. Поскольку, по прогнозам большинства экспертов, в следующем году стоимость нефти, на основе которой рассчитывается стоимость газа, будет ниже, чем в текущем. В текущем году один баррель нефти стоит около 106 долларов, на следующий год должен быть от 90 до 100 долларов. Поэтому правительство несколько перестраховалось. Но "угадать" цену нефти в будущем очень трудно.
— Какова, по вашему мнению, дальнейшая судьба "Нафтогаза".
— В этом вопросе нужно обращаться к руководству нашего государства. Все зависит от того, хватит ли у него политической воли, чтобы сделать из этой структуры настоящую бизнес-группу, которая сможет работать на газовом рынке не по политическим и коррупционным правилам, а прозрачно, основываясь на качественном корпоративном управлении. Все зависит от того, каким образом эти реформы будут осуществляться.