За первые дни октября через словацкую газотранспортную систему в Украину стало поступать примерно на 10% меньше газа. Ранее уменьшился реверс газа из Венгрии и Польши. О причинах и последствиях сокращения ревесных поставок газа из Европы корреспондент ГолосUA расспросила директора энергетических программ Центра им. Разумкова Владимира Омельченко.
— Владимир, каковы причины сокращения реверса газа в Украину?
— Причины происходящего вполне ясны: активизировался «Газпром», соответствующие службы Российской Федерации. К сожалению, газовый вопрос в России рассматривается до сих пор, как политический. Безусловно, именно поэтому происходит сокращение поставок голубого топлива в Украину.
Сегодня Россия повсеместно проникла в структуры стран Восточной и Центральной Европы. Возникают различные кулуарные договоренности, и можно предугадать, что даются различные преференции рынкам тех стран, которые являются транзитерами и поставщиками газа. Эти меры направлены на то, чтобы реверса не было.
— Европейские страны для покупки российского газа заключали соответствующие контракты. Как могут сокращаться такие поставки?
— Да, существуют определенные контракты. Но мы же не знаем их деталей. Возможно, на какой-то отдельный период там есть условия в отношении возможности сокращения поставок. Чтобы наверняка это утверждать, надо ознакомиться с самими контрактами. А так – сказать сложно, ведь такие контракты не афишируются, являются коммерческой тайной.
Если будут какие-то нарушения контрактов, думаю, эти страны могут их разорвать. С другой стороны, они особенно не хотят портить свои отношения с Россией, с «Газпромом». Думаю, именно энергетическое, экономическое, политическое влияние на эти страны начинает действовать. В результате — сокращается реверс через Польшу и Словакию, Венгрия приостановила транзит.
Но не все так трагично, нужно работать над этим вопросом. Напомню, заключен контракт на поставку газа в Украину с Норвегией через основные транзитные страны. Почти 17 миллиардов газа уже закачано в хранилища.
— Хватит ли этого на зиму?
— Думаю, что хватит. Хотя, безусловно, для этого необходимо отсрочить отопительный сезон, минимум на две недели, и заниматься экономией. Это будет сложно. Но — не является чем-то таким, что невозможно было бы пережить.
— Страны, которые предоставляют нам газ по реверсу, имеют свою прибыль. Эти доходы менее значимы, чем давление российского монополиста?
— Мы покупаем газ у немецкой компании RWE AG, а также у французской Gaz de France. А страны Восточной Европы – лишь транзитеры, они получают доход лишь за эти услуги.
— Что происходит с нашими контрактами на поставку газа из Германии и Франции при сокращении реверса?
— В них обусловлены такие обстоятельства.
— То есть, мы можем еще этот газ получить в дальнейшем?
— Безусловно, как только у транзитных стран появится такая возможность.
— Как Украина может повлиять на этот процесс? Ведутся ли соответствующие переговоры?
— Украина влияет, как может. Ведутся переговоры, разъясняется позиция нашей страны, на дипломатическом уровне. Конечно, европейские страны подаются разнообразным воздействиям. Но, думаю, в Евросоюзе уже начинают задумываться, что для России энергоносители – не только коммерция, а — так называемый «энергетический инструмент влияния». Идет постепенное переосмысление роли России, как страны-поставщика газа. Поэтому, думаю, ситуация будет постепенно изменяться.
— Если реверс из ЕС полностью перекроют, мы сможем пережить зиму?
— Да, не нужно паниковать, ведь достаточно газа закачано. Нужно просто в этих условиях оптимизировать режимы потребления газа.
— Что могут сделать власть и граждане для такой экономии?
— Сейчас, видимо, уже осталось мало времени, чтобы что-либо сделать. Но нужно экономить, где можно. Местная власть должна использовать больше мазута, чтобы выйти из этой ситуации.
— Как можно оценить действия власти по подготовке к грядущему отопительному сезону?
— Думаю, люди оценят власть на выборах, по результатам отопительного сезона.
— Но они пройдут раньше старта отопительного сезона…
— Ну, думаю, люди все же смогут это оценить…