В. Омельченко: «Умные города» и «цифровые нации» создают не чиновники, а бизнес-среда и креативный класс»

Последние полгода в стране строятся и рушатся амбициозные планы по созданию электронного правительства. После того, как в парламент Украины были избраны представители IT-отрасли, а в Кабмине появилась Яника Мерило, казалось, что вопрос оцифровки нации пройдет молниеносно. Амбициозные планы начли рушиться также быстро, как и возникли. Однако в начале июня снова появилась надежда – Швейцария выделила 4,3 млн франков на создание электронного правительства в четырех областях Украины. О перспективе создания электронного правительства, развития IT-отрасли и электронных государственных тендерах мы решили поговорить с главой парламентского Комитета по информатизации и информационным технологиям VII созыва Валерием Омельченко.

Комитет по IT в Верховной Раде Украины появился в Вашу каденцию. Поговаривают даже, что он был под Вас создан. Как Вы оцениваете работу власти в сфере информационных технологий, покинув парламентскую работу и эту должность?

— Комитет, действительно, был создан только лишь в 2012 году. Это достаточно странно, потому что в вопросах создания программного продукта и информационных технологий Украина достаточно сильное государство. И не менее странным было то, что после избрания нового созыва парламента в 2014 году пришлось отстаивать комитет, который хотели либо ликвидировать, либо объединить с комитетом по транспорту. При этом в таких странах как США, Израиль, Сингапур, которые являются примерами «цифровых наций» – государство выступает форвардом в развитии рынка информационных технологий. У нас же сама государственная машина сильно отстает в вопросах IT от реального сектора, а поэтому пока не может дать ему импульс поддержки.

Разве не меняют картину инициативы по созданию электронного правительства и новые лица во власти, пришедшие из IT среды?

— Когда смотришь на работу госсектора со стороны, кажется, что попросту никто ничего не делает. Бывает, конечно, и такое. Но когда мы говорим о создании электронного правительства, нужно учитывать масштаб проблем в самой управленческой системе. Заявлениями и намерениями их точно не устранить. Нужна полноценная перезагрузка. Чтобы создать эффективное электронное правительство, а не сервер для документооборота между центральными органами власти, нужно создать электронного гражданина. Для этого нужно оцифровать и унифицировать все государственные базы данных. И нужно быть уверенными в их кибербезопасности. Есть ли у нас такая уверенность? Нет. Скажу даже больше: нет понимания, зачем это все надо делать.

А по Вашему мнению зачем это нужно?

— Сегодня в процессе возрастания популярности темы электронного правительства говорят о всевозможных мотивах. Что это поможет побороть коррупцию, контролировать деятельность чиновников, сократит расходы на ведение документооборота, поможет развивать предпринимательство. Все это правильно. Но это не главный мотив, а сопутствующие результаты. А главный аргумент настолько прост и непривычен для нашей страны, что на него даже не обращают внимание. Это комфорт для людей. Какие главные функции государства? Обеспечение безопасности граждан, рост благосостояния и создание комфортных условий жизни граждан. Создание комфорта для людей — фундаментальное понятие в развитых странах. А у нас об этом даже не говорят. Электронное правительство, а в идеале — электронный гражданин – должны создать необходимый комфорт для наших граждан. Вот зачем все это нужно.

Хорошо, все поняли мотив. Что стопорит создание электронного правительства?

Переход от Украины прошлого к Украине будущего стопорит многолетняя небрежная бюрократия. Поймите, ведь создают «умные города» и «цифровые нации» не госчиновники, их создает бизнес среда и креативный класс. И у нас идет импульс от IT рынка. Но основы, которую должны дать чиновники для внедрения проектов, ее нет. Вместо этого есть тотальное сопротивление бюрократического аппарата.

Однако в Киеве уже делают шаги по созданию «умного города» — презентован обновленный сайт администрации города. Обещают, что с его помощью киевляне смогут контролировать все бюджетные расходы.

— В случае с сайтом речь идет о демонстрации открытости мэрии. Хотя начинание, безусловно, хорошее. Но хотелось бы узнать, как этот сайт создаст комфортные условия жизни для киевлян: станут ли меньше пробки, можно ли будет через Интернет забронировать место на парковке, оплатить коммунальные услуги или вызвать сантехника, просмотрев предварительно его резюме?

Возможно, сайт будет включать эти услуги.

— Был бы этому очень рад. Но, боюсь, что до предоставления электронных административных услуг нам еще очень далеко. Глядя на действия, которые предпринимаются в Украине по созданию электронного правительства или «умных городов», хочется сопоставить их с приоритетами, которые определены для создания «умной нации» в Сингапуре. Приоритет номер один – помочь пожилым сингапурцам жить полной жизнью. Второй пункт – поиск решений, чтобы транспорт стал более эффективным. И третий приоритет – создание надежного и безопасного информационного рынка. Согласитесь, что на фоне приоритетов, определенных для Сингапура, в Украине приоритетов просто-напросто нет.

Во Львове Яника Мерило заявила о создании «умного города» за 4 месяца.

У Яники Мерило есть опыт реализации подобных проектов и профессиональное видение. Хотя и в этом случае не представляю себе возможности предоставления полноценных разрешительных или административных услуг в отдельно взятом городе. «Умный город» не может существовать в «неоцифрованной стране». Скорее всего, это будут отдельные кластерные сектора, не замкнутые на национальный уровень. Но если удастся создать электронные услуги для граждан в Киеве или Львове, то это будет большой прорыв.

Сможет ли создание «умного города» положить начало созданию «умной страны»?

Разве что в понимании подходов. Создание «умной страны» требует совершенно других масштабов и решение больших проблем, а не точечных муниципальных вопросов. Возьмем, к примеру, тот же Сингапур, где электронная база оплаты налогов действует с 1998 года. Только задумайтесь, с 98-го года! Они начинали с самого сложного. На уровне государства должен быть решен вопрос создания электронного гражданина. Должна появиться эффективная услуга по регистрации предприятий и юридических лиц в режиме онлайн. Государство должно обеспечить необходимую инфраструктуру для аккумулирования и защиты базы больших данных в электронном формате. И, в конце концов, Интернет должен прийти в села. Ведь у нас в стране до сих пор уровень проникновения Интернета достаточно низкий.

Как Вы относитесь к проведению государственных торгов в электронном формате? В этом вопросе явно есть подвижки.

— Будучи главой парламентского Комитета по информационным технологиям, часто выступал с инициативой перевести государственные тендеры в электронный формат. Это позволит экономить не только время и существенные бюджетные средства, но и сделает процесс открытым. Силами общественников и социально ответственного бизнеса были созданы электронные торговые площадки, через которые уже проходят допороговые госзакупки. Теперь необходимо принять необходимую законодательную базу, чтобы решить этот вопрос раз и навсегда.

И в итоге, что все таки нам нужно для того, чтобы оцифровать Украину и получить все сопутствующие этому блага?

— Вера в невозможное и кропотливый труд.

Читайте также по теме