Председатель Комитета Верховной Рады по вопросам прав человека, национальных меньшинств и межнациональных отношений Валерий Пацкан рассказал ГолосUA о том, когда будет принят закон о мирных собраниях.
— Валерий Васильевич, после события 18 мая в Киеве министр внутренних дел Виталий Захарченко призвал парламентариев принять этот документ. Знаем, что именно ваш комитет над ним работает. Насколько велика вероятности его принятия?
— Как известно, в парламенте создана ВСК по событиям 18 мая. Но обычно работа подобных комиссий не дает никаких результатов. По крайней мере, такая практика у нас в Украине есть. Более того, комиссии в парламенте преимущественно затягивают такие процессы. Хотя сегодня в этой ВСК много журналистов, представителей оппозиции, принципиальных людей. Поэтому она просто обязана «показать зубы». И я не исключаю вариант, что мы все-таки добьемся конкретного результата и соответствующих действий именно от данной ВСК. Возможно власть пойдет на показательные наказания.
— Кстати, вы верите в то, что сам Захарченко контролировал ситуацию и был на крыше одного из отелей во время драки?
— Это реально. Не могу утверждать, что именно он был на крыше. Но Захарченко, как министр, не мог не знать о том, что происходило в тот день… И в данной ситуации в нормальной стране министр внутренних дел сразу же написал бы заявление об увольнении. Такой же шаг сделал бы начальник киевской милиции и начальник общественной безопасности Киева. Но у нас, к сожалению, тоталитарное государство…
— Вы хотите сказать, что в таком случае даже если бы был принят закон о мирных собраниях, он бы мог как-то изменить эту ситуацию?
— Честно говоря, законодательство у нас достаточно неплохое. В некоторых направлениях нам бы и европейцы позавидовали. Например, недавно принятый закон о персональных данных. Он выписан просто идеально. Но беда в том, что у нас не все, что написано, выполняется на деле…
— Но если вернуться к тому же закону о мирных собраниях, его критики говорят, что он еще больше ограничивает права человека.
— Сегодня есть группа людей, которые выступают против этого закона. Но я убежден в том, что закон нужен. Возьмем даже ситуацию с журналистами. Если бы был закон, тогда после событий 18 мая никто бы «руки не умыл». А так, никто ни за что не отвечает, никто ни к чему не причастен…
Что касается самого закона, некоторые нормы действительно надо четко выписать, кое-что подчистить, доработать, обсудить среди общественности, экспертов, политиков, юристов. Но если мы сейчас его не примем, тогда до 2015 года пересажают, перебьют всех… Больше рисков будет, если его таки не примут. Сейчас возникла ситуация, когда закон можно протянуть в сессионном зале. Представитель власти, Захарченко, заявил, что такое законодательство нужно принимать. И мы должны этим воспользоваться. У нас должны быть четкие правила проведения митингов, акций протеста, чтобы потом у власти не было претензий. Скажу больше, готовя законопроект ко второму чтению, мы практически изменили его полностью и в корне. Это принципиально другой документ.
— Когда вы собираетесь подавать этот документ в парламент и когда ожидаете, что он будет принят?
— На следующей неделе он будет в сессионном зале. У меня есть уверенность в том, что этот документ удастся принять. Почему? Потому, что это общая наработка. И власть, и оппозиция вместе работали над документом. Думаю, есть шанс, что его примут еще на этой сессии хотя бы в первом чтении.