Вторая половины зимы в Украине выдалась морозной, да и март не особо радовал теплой погодой. Однако весна пришла, а это значит, что вскоре на прилавках появятся свежие фрукты. Каким будет урожай плодовых и цена на них, ГолосUA поинтересовался у главы Ассоциации «Укрсадвинпром» Владимира Печко.
– Владимир, какой урожай фруктов и ягод можно ожидать в Украине после довольно холодной зимы?
– С учетом нынешней ситуации, которая сложилась в этом году по морозной зиме, в целом урожай плодовых не пострадал. Мы уже проводили анализ совместно с нашими партнерами-членами Ассоциации, в том числе с Институтом садоводства при Национальной академии аграрных наук. Они исследовали почки деревьев, и мы уже заметили, что глобальной потери урожая в данный момент нет. Не было таких заморозков, и проблемы такой не сложилось. Но судить про урожай на 2021 год и про ценовую политику в данный момент еще рано, потому что будут еще весенние заморозки и неизвестно, как они отразятся на урожае и вале садоводческой продукции.
– То есть могут быть еще какие-то погодные проблемы?
– В данный момент проблем нет. Все цветет, все идет своим чередом. Единственное что, какой будет весна, например, не будет ли града.
– Что может влиять на ценовую политику по фруктам весной?
– У нас в целом в этом году яблоки, груши и косточковые имеют разное время созревания. Допустим, если по яблоку мы уже вышли на хороший экспорт, то по косточковым пока что еще так не получается. По ценовой политике ситуация будет складывать таким образом, что есть вероятность, что будет завозиться яблоко из Польши. В целом цены на яблоко будут на невысоком уровне, чего, конечно, не хотелось бы в плане того, что предприятия могут потерпеть убытки. Потому что цена на все дорожает – и на горюче-смазочные материалы, и средства защиты. У европейцев есть поддержка, она больше, чем у нас. И в целом цена на украинское яблоко получается даже чуть-чуть больше, чем на польское. У нас выходит около 34 центов за килограмм яблок на предприятии. В Польше цена где-то 29 центов на предприятии. При ввозе у них вырисовывается цена, когда они ввезли, растаможили уже в Украине, 36 центов. Польское яблоко выходит немного дороже. Но в целом можно конкурировать.
– Писали, что цена на яблоки из-за импорта может подскочить чуть ли не до 75 гривен. Насколько вероятен такой сценарий?
– Упрощение в вопросе импорта говорит о том, что цена наоборот может опуститься. Цена на внутреннем рынке высокая, а в условиях Украины такое бывает часто. Иногда для наших потенциальных экспортеров плодовых и ягод, положим, голубики и яблока, цена на внутреннем рынке может быть выше, чем цена на экспорте. Недобропорядочные предприятия могут отказываться от экспортного контракта. Говорят, что им невыгодно продавать свою ягоду, голубику, везти ее в Голландию, и продают на украинском рынке, а эта ситуация, которая открывает рынок для импорта, наоборот, может именно уменьшить цену на внутреннем рынке. Это, конечно же, не выгодно нашим производителям яблок. В результате если производители не будут отбивать свои деньги, это может привести к тому, что качество яблока с каждым годом может падать. Ты можешь вкладываться, выращивать хорошее яблоко, но в результате ты не можешь его продать задорого.
– Наверное, такая ситуация касается не только яблока, но и других фруктов?
– Да.
– Вы уже отмечали такой момент, как государственная поддержка производителя. Есть ли в Украине какая-то поддержка?
– У нас есть программа бюджетного финансирования. Мы стараемся, чтобы ее предусматривали в бюджете каждый год. Это распространяется на садоводство, виноградарство, на ягоды, в том числе на виноделие. В прошлом году начали выделяться средства и на винодельческие предприятия, в том числе на емкости, пневмопресса, дробилки, чего раньше не было. А так Украина практически стала импортозамещающей страной, у которой есть возможности хранить плодовые культуры фактически круглый год, практически до следующего урожая. Если раньше этого не было, то вот эти пути бюджетного финансирования привели к тому, что мы уже сейчас от импорта не зависим, как зависели раньше.
– Вы сказали, что сложно прогнозировать ценовую политику, но если сравнить год к году, то, как Вы думаете, насколько цена будет отличаться?
– Цена будет приблизительно на уровне прошлого года. На уровне 2020 года. Она не будет глобально меняться.
– А если и будет какой-то рост на эту продукцию, то он будет умеренным, на уровне инфляции?
– Он будет абсолютно умеренный. Касательно того, какую поддержку необходимо давать, то сейчас фактически на разные направления есть бюджетное финансирование. Единственное что, можно эту программу сделать более обширной. То есть не в рамках 30 % от затрат, а можно эту процентовку поднять чуть-чуть больше, чуть-чуть сделать ее выше.
– Пандемия и карантинные ограничения как-то влияют на торговлю плодовыми, вносят коррективы?
Пандемия на торговлю влияет в каком плане. У нас, допустим, в прошлом году возник спрос на яблоко и больше стали продавать этой культуры. И, наоборот, у нас его выгребали. То есть люди сидели дома и много кушали фруктов. Но в данный момент с учетом того, что на мировом рынке во всех странах у людей упали доходы, то сейчас люди не могут себе позволить кушать, как раньше. И спрос на садоводческую продукцию упал во всем мире, в частности люди озадачены тем, как им выживать в этих условиях, как и что им покупать, куда направлять бюджет. Это означает то, что в целом пока что ситуация тревожная. Но мы надеемся, что закончатся все эти нюансы. Сейчас и в Киеве локдаун. В целом рынок по фруктам просел.
– Сильно просел?
– Не могу сказать, насколько упала покупательная способность в процентном соотношении. Может, процентов на 10-15 просело.
– Как Вы считаете, насколько в нынешнем сезоне отечественная продукция по фруктам и ягодам будет конкурентоспособной по отношению к импортной?
– Если все будет нормально по погодным условиям, то она будет конкурентоспособной. У нас есть хорошие агрономы, которые уже обучились. У нас есть камеры хранения, холодильные камеры. Люди ставят сортировочные линии. Они готовятся к экспорту, сертифицируются, получают сертификаты Global G. A. P., Organic Standard. Эти сертификаты дают возможность экспортировать продукцию, они видят, куда им везти, находят для себя партнеров и стараются уже не подводить своих партнеров, чтобы завтра работать.
– Направления экспорта — это Европа, наши соседи, или Ближний Восток?
– Это Европа, Азия и в том числе даже Мальдивы, Дубай, арабские страны, Саудовская Аравия.