В последнее время количество уголовных преступлений в Украине выросло, что подтверждают и в высших эшелонах власти. Причинами обострения криминогенной ситуации называют, в том числе, усиление незаконного оборота оружия и активизацию лиц, которые склонны к противоправным нарушениям, но ключевым фактором обозначают конфликт на Донбассе. Начальник управления по связям с общественностью и СМИ МВД Украины в 2011-2013 годах Владимир Полищук в интервью ГолосUA рассказал о степени влиянии работы полицейских служб на криминогенную ситуацию, об оснащении и подборе правоохранителей, а также оценил работу новых патрульных.
-Как заявил в июле Президент Украины Петр Порошенко количество уголовных правонарушений возросло в 21 регионе. На ваш взгляд, какие основные составляющие, приведшие к росту преступности в Украине?
-На криминогенную ситуацию влияет не только и не столько работа полиции, хотя это важная составляющая, а также и многие другие факторы: военно-политическая ситуация, экономическая, миграционная. Ученые говорят лишь о 15-20% влиянии на криминогенную ситуацию непосредственно работы полицейских, которые могут раскрывать преступления, а далее суды будут сажать преступников. Но при этом сохраняется состояние экономической нестабильности, когда людям негде заработать деньги, и военно-политическая ситуация, когда очень сложно контролировать оборот оружия. Люди, побывавшие в зоне проведения АТО, из-за психологического стресса могут далее и в мирной жизни совершать преступления. Естественно, из-за этих факторов органы внутренних дел констатируют рост преступности, но на данный момент точно оценить криминогенную ситуацию довольно сложно. Для этого нужна работа целых научно-исследовательских институтов.
— Можно ли говорить о том, что, если основные силы украинских силовиков задействованы на Донбассе, если необходимо противостоять высокому уровню террористической угрозы в стране, то другие участки борьбы с преступностью определенным образом оголены?
— Конечно, военно-политическая ситуация влияет на все происходящее, и чтобы поддерживать правопорядок, придется напрягать все силы общества, но нельзя сказать, что зоны ответственности правоохранителей оголены. В конфликте на Донбассе основную миссию выполняют ВСУ. И военные, и правоохранители Украины закаляются, приобретают определенный опыт борьбы, поддержания порядка. Не стоит говорить, что есть взаимосвязь того, что милиция стала хуже выполнять свои функции из-за ситуации на Донбассе.
-Вы подчеркнули влияние на криминогенную ситуацию такого фактора, как экономическая ситуация. Согласно данным социологического опроса, результаты которого огласила директор общественной инициативы «Восстановление Донбасса» Елена Петряева, 52 % внутренних мигрантов не смогли адаптироваться на новом месте. Как вы оцениваете вероятность того, что люди без средств к существованию будут идти на преступления и велик ли процент тех из них, кто может нарушить закон?
— Я не владею научной информацией о статистике потенциальных преступников, но все зависит от менталитета. Конечно, среди более миллиона внутренних переселенцев, какой-то процент людей уже имели проблемы с законом, а есть и потенциальные злоумышленники. Не найдя реализацию, они могут стать на преступный путь. Поэтому МВД в своей работе важно иметь осведомителей, информаторов, как бы это некрасиво не звучало. Если в западных странах каждый считает своим долгом позвонить в полицию и сообщить о неправильно припаркованной соседом машине или о брошенном окурке, то у нас долгое время психология заключалась в принципе «моя хата с краю». В связи с большим недоверием к органам внутренних дел зазорнее считалось «сдать» работникам милиции правонарушителя, чем предотвратить своим сообщением в органы его следующее преступление. Более того, многие зная про порой неэффективность расследования уголовных дел, незащищенность информаторов, побаивались становиться понятыми или свидетелями. Все это также влияет на состояние криминогенной ситуации, ведь некоторые преступники чувствуют безнаказанность. В то время, как на Западе, их поймали бы гораздо раньше, то у нас им удавалось совершать целый ряд преступлений до задержания милицией.
— Какие виды преступлений наиболее распространены в сложившийся ситуации? Так, в Киеве возросло количество разбойных нападений и грабежей…
— В первую очередь, возрастают денежно-имущественные злодеяния – это уличная преступность, разбойные нападения, грабежи, мошенничества в сфере интеллектуальной собственности, кибер преступность. Также, естественно из-за определенной жизненной неустроенности часто, чтобы залить горе, люди употребляют спиртные напитки. Это приводит к бытовым преступлениям, таким как убийства, нанесение тяжких телесных повреждений.
— Что же с этой ситуацией делать?
— Конечно, нужно наводить порядок. Прежде всего, должно быть строгое единоначалие, но это постепенный процесс, потому как, когда только началась ситуация на Донбассе, другого выхода не было, как задействовать добровольческие подразделения. Необходимо проводить целенаправленную, последовательную, иногда непопулярную, реформу правоохранительной системы. А на уровне правительства не забывать, что реформа полиции очень нужна, но требуется активное реформирование других ветвей — судебной власти, прокуратуры, СБУ, которые также должны работать по-новому. Мало, чтобы патрульный задержал преступника. Необходимо, чтобы честно прошел процесс досудебного расследования и чтобы судья принял правомерное решение по этому уголовному производству. Подчеркну еще раз, что немаловажное значение имеет способность и желание общества сотрудничать с правоохранительной системой, что напрямую зависит от степени доверия. Если человек не доверяет работе милиции, СБУ, прокуратуре, судебной власти, то и не будет содействовать их работе, сообщать о готовящихся преступлениях и надеяться на разрешение криминогенных проблем. Очень важна и серьезная модернизация правоохранительных органов, оснащение техническими средствами.
— О каких суммах идет речь? По-прежнему ли вы придерживаетесь мнения, что для этого необходимо привлечение иностранных грантов?
— Данные суммы очень велики и могут измеряться сотнями миллионов долларов. Речь идет о том, чтобы оснастить все улицы городов и основные трассы между городами специальным оборудованием, камерами видеонаблюдения, которые фиксировали бы машины нарушителей по номерным знакам, виду кузова, марке автомобиля. Очень затратная часть, но это освободило бы патрульных полицейских от выполнения функций, которые по идее должны принадлежать страховым агентам. Мы все наблюдаем, как даже после легкого повреждения авто в результате столкновения, приезжают полицейские и рисуют схему ДТП для предоставления страховым компаниям. Страховики живут за этот счет, но работу делают правоохранители. Что касается защиты правоохранителей — бронежилетов, спецсредств, то это также требует больших материальных затрат. Необходимо, чтобы была камера видеонаблюдения на каждом полицейском, который выполняет функции по охране общественного порядка. Это освободило бы общество от неправомерных исков и жалоб и сэкономило бы в будущем довольно большие средства. Также вложения финансов требует работа следователей, сотрудников научно-исследовательских центров. К примеру, в Германии уже есть техника, которая может помочь идентифицировать человека не только по лицу, а и по походке. Список необходимого для правоохранительной системы Украины очень длинный. В нашей стране нужно развивать экономику, наконец разрешить ситуацию на Донбассе, что даст толчок к появлению возможности финансировать правоохранительную систему в должном объеме. А пока что нельзя отказываться от грантов и помощи западных партнеров.
— На ваш взгляд, повышение зарплаты и решение жилищного вопроса – один из краеугольных камней необходимой реформы правоохранительной системы? Некоторое время назад вы говорили, что кадровая работа в МВД неэффективна…
— Реформа правоохранительных органов — комплексное и сложное мероприятие, которое иногда затрагивает судьбы людей системы не в самом желанном для них смысле. В то же время на позитивные изменения надеются тысячи работников внутренних органов, а также десятки, а то и сотни тысяч военнослужащих, которые стоят в очередях на получение квартиры. Даже многие из тех сотрудников, кто уволился из органов и более 10 лет находится на пенсии, не получили квартир, которые государство гарантировано должно было бы им предоставить. Надежды этих людей на улучшение могут быть воплощены с восстановлением экономики, а также возобновлением требований к застройщикам в обязательном порядке выделять определенный процент отстроенных квартир таким социальным группам, как госслужащие, учителя, врачи, полицейские, военнослужащие. Тем, кто выполняет социально значимую функцию для государства и не может в связи с невысокими зарплатами и запретом согласно закону заниматься предпринимательской деятельностью улучшить жилищные условия. Но в проведении реформы важна не только экономическая составляющая. Важно, чтобы кадровый аппарат производил отбор тех людей, которые идут на службу в полицию по велению сердца, а не для того, чтобы получить авторитет, влияние или возможность коррупционных действий.
— По вашей оценке, штат психологов и уполномоченные сотрудники в состоянии верно проводить подбор кадров?
— Да, такой отбор производится. Ранее проходила спецпроверка, в которой, как правило, участвовал участковый работник милиции и другие представители правоохранительных органов. Они проверяли кандидата на работу, собирая данные у соседей и узнавая, как он ведет себя в быту, не злоупотребляет ли спиртными напитками. Также проверяется наличие административных протоколов, судимости. В связи с тем, что зарплата у большинства правоохранителей довольно низкая, речь не идет о крайней эффективности такого отбора, поскольку довольно мало кандидатов на должности, которые влияют на состояние охраны общественного порядка.
— В то же время конкурс на одну вакансию патрульного полицейского составляет до 30 человек… Как вы оцениваете работу патрульной полиции?
— Я вхожу в те 80 % населения, которые доверяют новым патрульным и рады тем реформам, которые начались в системе МВД. Пока что мы не видим патрульных полицейских, которые прячутся и уходят от конфликтов, занимаются вымогательством у пьяных или старушек, продающих несанкционированный товар. Я позитивно оцениваю деятельность патрульных полицейских, потому как они демонстрируют желание навести порядок в своей зоне ответственности. Конечно, очень важно добиться такого уровня доверия к следственному аппарату, прокуратуре и судам.
— Достаточно ли того, количества патрульных полицейских, которые работают на улицах Киева, Львова и Одессы?
— Возможно, со временем его надо будет увеличивать, но на данный момент, думаю, и при этом количестве преступники будут менее дерзкими во время совершения преступлений, опасаясь более оперативного задержания. Существуют расчеты того, сколько должно быть участковых, следователей, патрульных, исходя из количества уголовных производств. Думаю, что будет уменьшаться штат штабных работников, которые сидят в кабинетах, и обслуживающего персонала, а увеличиваться количество тех, кто реально ведет борьбу с преступниками.
— Давайте вернемся к теме непосредственно преступлений. Уровень террористической угрозы остается в стране высоким. Насколько силовики могут противостоять такому вызову нашего времени?
— В составе антитеррористического центра при СБУ всегда находились и военнослужащие, и милиция, и пожарные, и медики. Но ответственность за участок борьбы с терроризмом всегда по законодательству несла СБУ, потому лучше, чтобы представители данного ведомства давали подобные оценки.