Всех киевлян взбудоражила новость о том, что милиция задержала таксиста-маньяка. Мужчина по ночам грачевал, чтобы заработать на жизнь, но в то же время иногда предлагал женщинам, которые «ловили» такси, бесплатно их подкинуть. Своих пассажирок «таксист» подвозил лишь для того, чтобы изнасиловать. Естественно, это не на шутку испугало всех жителей столицы, а тем более, женскую половину. ГолосUA решил выяснить, как выбрать безопасное такси, чтобы без проблем добраться из пункта «А» в пункт «Б». Для этого мы обратились к председателю профсоюза таксистов Украины Василию Попику.
— Василий Иванович, как пассажирам уберечься от неприятностей, пользуясь такси?
— Отмечу, что неприятная история с таксистом-маньяком случилась из-за отсутствия контроля над таксистами. Сейчас все, кто имеет машину и занимается извозом, считают себя таксистами. Я всегда рекомендую своим друзьям пользоваться брендовыми фирмами такси. Например, в Киеве их есть около 20-и. Эти службы довольно давно работают на рынке и дорожат репутацией. К тому же, желательно не останавливать машину «с руки». Лучше вызвать такси по телефону.
— А как определить брендовость такси?
— Я не могу называть фирмы, потому что это будет реклама. Но, кто живет в Киеве, тот знает, какие фирмы такси более 5 лет работают на этом рынке. Вот им и можно доверять.
— Но, наверное, у таких фирм и тарифы повыше, чем у остальных? А украинцы так хотят сэкономить.
— Не обязательно, что тариф будет выше. Тем более, что человек может обзвонить несколько служб и узнать, сколько будет стоить поездка из одного места в другое. Узнает именно стоимость поездки, а не тариф.
— А какой сейчас в Киеве тариф на «нормальные» такси?
— Есть тариф от 2,5 гривен за километр и до 5 гривен.
— Все же, не факт, если тариф у такси — по 5 гривен за километр, что оно будет отвечать всем нормам.
— Абсолютно верно. Но повторюсь, что брендовые службы имеют внутренний контроль и отвечают перед клиентом за уровень своих услуг. Причем, такой контроль законом не прописан, но для того, чтобы сохранить свой бизнес, в брендовых службах все контролируется.
— Когда пассажир садится в такси, он может попросить у водителя предъявить лицензию?
— В Киеве лицензионных карточек около тысячи, а извозом занимаются около 20-25 тысяч человек. Однозначно, если у водителя есть лицензия, что он отвечает не только за соблюдение Правил дорожного движения, но и за безопасную доставку пассажира.
— Есть ситуации, когда человек заказывает такси по одному маршруту, но пока машина ехала, планы поменялись. Некоторые водители после этого отказываются ехать по новому адресу, мол, им не выгодно.
— В Киеве очень мало такси с таксометрами. Если бы власть начала контролировать рынок такси, то описанной вами ситуации вообще не было бы. Потому что таксисту было бы все равно: он включил таксометр и поехал, куда сказал пассажир.
— Куда можно жаловаться пассажирам на плохое обслуживание в такси?
— В управление по защите прав потребителей, в Укртрансинспекцию, которая контролирует выполнение лицензионных условий таксистов. Но у нас законодательство прописано таким образом, что проконтролировать нелегального перевозчика почти невозможно.
— Власти уже не раз заявляли, что наведут порядок на рынке такси, в частности, обяжут всех перевозчиков установить таксометры. Как сейчас с этим ситуация?
— Никак. Сейчас в Верховной Раде есть законопроект о такси, но он абсолютно коррумпированный, потому мы не дадим его принять.
— Хорошо, а когда же такси станет безопасным для пассажиров и будет отвечать всем нормам?
— Сейчас пройдут выборы, и мы надеемся внести свой законопроект в парламент. Основная его цель: механизм контроля за нелегальными перевозчиками. Один из пунктов — введение таксометра. Но в то же время мы добились того, чтобы таксист мог работать по упрощенной системе налогообложения, то есть без кассового аппарата. И в новом законопроекте о такси мы не дадим ввести кассовый аппарат, хотя власти мечтают об этом уже больше десяти лет. Скажу почему: в 2010 году из 100% предпринимателей, которые использовали кассовый аппарат, во время проверок были оштрафованы 95%. Мы такого не хотим.