В ноябре прошлого года недалеко от пляжа «Дельфин» в Одессе затонул танкер с нефтью Delfi, из которого продолжает вытекать топливо, тем самым губя флору и фауну Черного моря. Чем это грозит, как для обитателей морского дна, так и отдыхающих, ГолосUA спросил у эколога Вячеслава Потапенко.
— Вячеслав, чем грозит для населения ситуация с поднятием танкера и есть ли в ней опасность?
— Ситуация с поднятием затонувшего у берегов Одессы танкера Delfi глобально ничем не грозит экологии. В то же время танкер с нефтью загрязняет Черное море, где много отдыхающих. Данная ситуация не создает особых проблем, потому что танкер находится недалеко от берега. Его мы могли поднять, но все заключается в проблеме менеджмента, где руководителей много и каждый готов поставить печать и распорядиться с решением этой проблемы, но на деле никто ничего не решает. Те же, кому это удается, приобретают капитал и перебираются из Украины.
— В СМИ появилась информация, что владелец судна, когда узнал о затратах на подъем судна из акватории просто умыл руки от этого дела, что можете сказать?
— Вся эта ситуация всех напрягает, в первую очередь – менеджмент, который должен этим заниматься, учитывая распоряжение Президента Украины.
После прямого указания Зеленского прошло уже достаточно времени, но ни одна госструктура не смогла не сама поднять танкер, ни нанять частных предпринимателей, ни государственных, ни иностранных для этого.
Этот факт является самым печальным для загрязнения моря.
— В октябре должен состояться тендер по объявлению поднятия танкера, объявленного для иностранных компаний, что вы думаете на этот счет и кто в итоге сможет его поднять?
— В настоящее время очень маловероятно что-либо прогнозировать на октябрь, особенно учитывая пандемию коронавируса и экономический кризис. Непонятно, какая жизнь будет в Украине осенью, но я повторюсь, никаких технических проблем для поднятия танкера не существует.
В конце концов, если его не сможет поднять украинская сторона, то это могла быть сделать иностранная компания – турецкая, болгарская или румынская. Я думаю, что эти компании с удовольствием за деньги это сделают.
В этой ситуации вопрос не технический, а вопрос менеджмента и в том, как это можно организовать. На данный момент все это производит удручающее впечатление, потому как над Украиной уже начали смеяться из-за этого танкера.
На самом деле это очень грустно и обидно.
— В результате ЧП топливо продолжает периодически вытекать из танкера, чем это может грозить?
— Это обычная история, когда происходит вылив нефти. В этом конкретном случае относительно хорошо, что все топливо не сразу разлилось и превратилось в огромное пятно, которое бы вытекло на берег. Сейчас же оно просто растекается в море, поэтому, можно сказать прямо – нам повезло.
Ну, а основной проблемой, конечно, является то, что гибнет флора и фауна, рыба выбрасывается на берег особенно в курортный сезон, когда из Киева невозможно выехать в пятницу, когда очень много людей выезжают на отдых в Одессу.
— Скажите, а в данный момент на пляжи Одессы можно выходить купаться и загорать, это не запрещено?
— В настоящее время большая часть пляжей в Одессе закрыта или их посещение ограничено. Но, несмотря на запрет и то, что люди должны отдавать себе отчет в том, что они лезут в грязную воду, ведь кожа является самым большим органом у человека, который составляет четверть веса человека, и через нее впитывается примерно стакан воды.
У кого-то может возникнуть аллергия, но никто не умрет, однако никакой пользы для организма от этого не будет.
— Как же возможно организовать порядок и дисциплину на пляжах?
— Сейчас такого порядка нет, и у меня такое ощущение, что сейчас нет таких людей, способных навести этот порядок, и собственно говоря, эта политическая сила или представители власти, которые будут наводить подобный порядок, будут крайне непопулярны среди людей.