- Из-за революционных событий в стране — аннексии Крыма и беспорядков на Юго-Востоке страны — банковский сектор Украины переживает сильный кризис. Корреспондент ГолосUA расспросил у старшего аналитика по экономическим вопросам Международного центра перспективных исследований Василия Поворозника, откуда можно ждать ожидать возобновления финансирования для бизнеса и чем сегодняшний кризис отличается от кризиса 2014 года.
- — Василий, какие основные отличия кризиса 2008 года от 2014?
- — В первую очередь — это масштабность. Если в 2008 году, в основном, были осложнения в финансовом секторе, где страдали страховые компании и банки, то сейчас ситуация связана с более паническими настроениями. Одно дело — проблемы в финансовом секторе, другое дело — это угроза жизни. Паника — гораздо сильнее влияет на ожидания населения, инвесторов, предпринимательского климата. Большая проблема — это то, что доверие к банкам, правительству и государствам стала очень низкая. Эти показатели намного в худшем состоянии, чем в 2008 году.
- — Насколько упали активы в банковской системе?
- Номинально они выросли, то есть в гривнах. А с учетом девальвации и роста курса доллара — активы упали. На 1 января 2014 у нас было 1, 278 триллиона гривен. А на первое мая, объем активов в украинских банках составил 1 триллион 329 миллиардов. Но если это посчитать в валюте, в долларах, то получится, что активы сократились на треть — на 44 млрд. долларов.
- — А в отношении вкладов?
- — Депозиты у нас упали в национальной валюте на 10,3%, в иностранной — на 17, 3%
- — Когда и откуда можно ожидать возобновления финансирования для бизнеса?
- — Эти деньги остались у населения, несмотря на подъем цен и падение темпов доходов. Все эти деньги хранятся в банках. Эти деньги могут быть возвращены в банковскую систему, а затем трансформироваться в инвестиционный ресурс. Если говорить про внешних инвесторов, то очень важный показатель — это восстановление сотрудничества с МВФ. При правительстве Януковича, оно было приостановлено, а сейчас восстанавливается — это показатель для иностранных инвесторов, о том, что МВФ готов работать с Украиной. Если бы он был не готов работать, он бы просто так деньги не давал. А 17 млрд. долларов, которые мы получим от МВФ — это огромные деньги.
- — Как революционные события, аннексия Крыма и беспорядки на юго-востоке страны повлияли на инвестиционную привлекательность Украины?
- — Негативно. Об этом свидетельствуют эти 4 месяца. Пока рано о чем то говорить, потому что экономические процессы имеют определенный порядок. Количественную оценку мы можем зафиксировать несколько позже. Нужно посмотреть рейтинги Украины в различных международных рейтингах.
- — Верите ли вы, что новому правительству удастся в корне изменить ситуацию в стране?
- — Мы не знаем, какой будет новое правительство. Критически важно начать структурные реформы. Без них на какие-то изменения к лучшему надеяться не стоит. Есть требования МВФ, они фактически есть указателем для правительства — и в действиях, и в реформах. Сейчас реализуются реформы в сфере бюджетной и валютной политики, но мы ожидаем, что все же начнутся реформы более основательные — и для инвестиций и для ведения бизнеса. Одна из самых больших проблем — это коррупция. Без преодоления коррупции, восстановление доверия к правительству невозможно.
В августе банки Объединенных Арабских Эмиратов начали блокировать оплату электронных компонентов и...