Не секрет, что ситуация в сфере здравоохранения в Украине, особенно в сельской местности, оставляет желать лучшего. Как известно, медицинская реформа у нас стартовала в прошлом году с первичного звена. Теперь, дабы прочувствовать на себе, как деньги (370 грн в год) идут за пациентом, каждый украинец должен подписать декларацию с семейным врачом. А вот с 1 июля текущего года попасть к узкому специалисту бесплатно никому не удастся без направления врача, с которым подписана декларация. Иначе придется раскошелиться. О том, почему украинцам нужно подписать декларацию с семейным врачом, а также, что может измениться в медицине с приходом нового президента, корреспонденту ГолосUA рассказал председатель Всеукраинского Совета защиты прав и безопасности пациентов Виктор Сердюк.
— Виктор Григорьевич, улучшают ли ситуацию с качеством медицинской помощи декларации с семейным врачом?
— В первую очередь хочу сказать, что нужно быть очень наивным, чтобы верить в то, что за 370 грн в год, которые выделяются на первичное звено, можно получить хоть какую-то медицинскую помощь. Поэтому 70% украинцев не обращается за первой медпомощью. Какая-то часть из этих 70% все-таки подписала декларацию с семейным врачом, но какая-то часть не подписала по разным причинам. Единственное, что можно сделать, это обратиться к тем людям, которые реалистично смотрят на это мизерное финансирование, и не ожидают ничего от первичного звена, все-таки подписать декларации, чтобы те деньги, которые за ними зарезервированы, не пропали в бюджете. В случае если эти деньги останутся в бюджете, ими будут распоряжаться как угодно. Мало того, Супрун повесит себе медаль, что она сэкономила 500 млн грн.
— Подписать декларацию нужно просто из чувства солидарности с медработниками…
— Для каждого трезвомыслящего человека понятно, что они ничего от первичной помощи не получат, но они должны подписать декларацию с семейным врачом, чтобы их деньги не попали в «закрома родины». Эти деньги должны дойти до первичного звена. Чтобы врачи остались, не уволились, чтобы они могли вздохнуть немножко легче, и наши 370 грн должны этому помочь.
— Как можно расценивать ситуацию в Украине с лечением туберкулезных больных амбулаторно под присмотром семейных врачей?
— Здесь другой аспект. Большинство тех людей, которые заболевают туберкулезом, — это в основном асоциальные элементы. Такие люди, в принципы, никогда не подпишут декларацию с семейным врачом. Проблема в том, что они не просто должны подписать декларацию с врачом, а их нужно находить и вместе с ними прийти и подписать декларацию. Кто это будет делать, не ясно.
Тубдиспансеры у нас, конечно, есть, но они находятся в плачевном состоянии. И по факту из-за своей плачевности, из-за того, что там нет разделения больных туберкулезом на устойчивые формы и неустойчивые, больные друг друга перезаражают, в итоге получается рассадник устойчивых форм туберкулеза.
— Туберкулез лечат при помощи химиотерапии?
— Туберкулез всегда лечится при помощи химиотерапии. Вообще, химиотерапия – это всё, что продается в аптеках. Химиотерапия — это только название. И гипертония лечится химиотерапией.
— Как вы считаете, учитывая сегодняшнюю политическую турбулентность, что-то изменится в сфере здравоохранения в лучшую сторону в связи с приходом к власти нового лица?
— Измениться что-то только в том случае, если новый Президент будет гарантом выполнения статьи 3-ей Конституции о том, что здоровье и жизнь граждан Украины является наивысшей государственной ценностью. Новый Президент должен это продемонстрировать и сделать шагом номер 1. Во-первых, решительно увеличить финансирование сферы здравоохранения хотя бы до уровня Молдовы, то есть, не 100, а 200 долларов на одного гражданина в год. И, во-вторых, новый Президент должен действительно навести порядок в здравоохранения, но без финансирования порядок навести нельзя.