Идея внедрения обязательного медицинского страхования витает в украинском политикуме не менее 10 лет. Кроме взимания дополнительных средств с населения каждый автор законопроекта предлагал создать специальный Фонд, который, собственно, будет аккумулировать и распределять полученные деньги. Сегодня правительство вновь заговорило об общем медстраховании. О том, насколько реальны данные новации в нынешних условиях, корреспондент ГолосUA пообщалась с президентом Всеукраинского совета защиты прав и безопасности пациентов Виктором Сердюком.
— Виктор, правительство анонсировало украинцам общее медстрахование, однако довольно противоречиво. Министр здравоохранения пообещал не проводить реформу до того момента, пока не будет усовершенствована материально-техническая база медучреждений, премьер-министр обещает же нам новации уже со следующего года.
— Если внимательно почитать то, что говорит премьер-министр, получается, что в следующем году они только приступят к разработке законопроекта о всеобщем страховании. Следовательно, у Украины еще пять лет впереди. А то и шесть. Соответственно, прав и премьер-министр, и министр здравоохранения.
— Но если прав и тот, и другой, возникает вопрос: за какой счет улучшать материально-техническую базу медучреждений, если сегодня на финансирование здравоохранения выделяется не так уж много средств?
— А вот это уже фарисейство и шапкозакидательство. Финансировать дополнительно здравоохранение никто не собирается. Соответственно, путем уменьшения затрат – закрытия больниц, оптимизации, реструктуризации – будут стараться, чтобы хватило существующего объема.
— Учитывая то, что наш министр здравоохранения – выходец из Грузии, многие предполагают, что медреформа в Украине будет осуществляться по модели данного государства.
— Если почитать публикации о медреформе в Грузии, на ее реализацию в Тбилиси и Телави было выделено 4 миллиарда долларов. Пересчитайте эти деньги на одного грузина – это такие деньги, которые, если взять, можно безбедно жить на Багамах. Я не слышал, чтобы у нас выделялись на это дополнительные средства. Более того, медикам говорят о том, что они неправильно расходуют средства и чтобы они учились выживать на те средства, которые им выделяют.
— В рамках оптимизации, видимо, и идут разговоры о сокращении койко-мест и, соответственно, отказе финансировать медучреждения из расчета на койко-места, а лишь за предоставленные медуслуги. Насколько это правильный и эффективный механизм?
— Это реальный и правильный механизм. Но для его внедрения нужны две вещи. Первая – вложить серьезные деньги в финансирование информационной кампании, чтобы народ понял данную новацию и поддержал ее. Второе – не нужно забывать о военно-полевой медицине и существующей военной ситуации в стране. Если закрывать госпитали и больницы – куда класть раненых? Во дворах, на улицах, в палатки? Об этом вообще никто не думает. И это всего лишь два фактора! Корневой вопрос заключается в следующем: если, условно говоря, у нас в кошельке 100 гривен, 7 гривен должно идти на здравоохранение, 11 гривен – на армию. Не на «Нафтогаз» и «Укравтодор». Посмотрите те же декларации Совета Европы №544 за прошлый год, который Украина должна была подписать. Там настаивают на справедливом распределении средств из госбюджета. Но добиться каких-либо улучшений мы можем только сами – никто нам не поможет и не сделает это за нас.
— В Киеве анонсируют старт муниципального медстрахования.
— Это правильная идея, и я ее поддерживаю. Однако она должна быть под патронатом и контролем общественности. Подобная программа уже есть, потому что без контроля ничего не выйдет.
— Но мы уже видели реализацию идеи Попова о создании больничных касс.
— Та схема действительно не доказала свою эффективность в столице. Нынешняя же, исходя из концепции и программы, должна быть действенна.
— Как, по Вашему мнению, необходимо реанимировать медицину в нынешних условиях и с нынешним финансированием, чтобы система здравоохранения окончательно не превратилась бы в покойника?
— Существует аксиома: если у тебя нет денег на новое, нельзя ломать старое. Особенно в условиях кризиса и общего ухудшения ситуации. Чтобы начинать реформы, как минимум нужно добиться того, чтобы 7% средств госбюджета направлялось на здравоохранение. В нынешней ситуации должна быть справедливость и ответственность. Под справедливостью я имею в виду справедливость финансирования при распределении государственного и местных бюджетов. Ответственность… Сажать нужно нерадивых чиновников и медиков. Первых десять если посадить – остальные будут работать! До тех пор, пока не будет денег и ответственности, ничего не будет, и никакая страховая медицина не поможет. Страховая медицина сама по себе не генерирует деньги – деньги генерирует Нацбанк. Финансирование здравоохранения из госбюджета – это, по сути, уже является страхованием. И английская, а также шведская модели, которые пытаются внедрять в Украине, это предусматривают. Но система общего страхования в наших условиях нереальна.